Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст


Реформаторы, как и гуманисты, предложили свое прочтение Библии. Они предложили понимать библейскую истину как поэтическую, образы Святого Письма рассматривались как художественные, что их читатель должен был расшифровать в соответствии со своим уровнем культуры. В общем, Реформация во многих аспектах перекликается с гуманизмом Возрождения. Она также идет путем возвеличивания человека, тем не менее делает это более осторожно. Гуманизм слишком щедро приближает человека к Бог, провозглашает ее “вторым Бог”. Реформация делает это более осмотрительно. Она сохраняет христианский тезис о греховности человека. В то же время она наделяет ее божественным началом, божественному даром и благодатью, которые открывают перед ней реальный путь к спасению. Отсюда она всячески подчеркивает значение усилий самого человека, ее личной веры, выбора, ответственности. Самое спасение она провозглашает личным делом человека. Как и гуманизм, Реформация оказывала содействие усилению роли светского начала, мирской жизни.

В то же время между Реформацией и гуманизмом являются существенные отличия. Основная из них касается отношения к уму. Поднимая человека гуманизм опирался перед всем на безграничные возможности человеческого ума. Его вера в человека грунтовалась на вере в ее ум. Реформация же смотрела на ум довольно критически. Лютер называл его “блудница дьявола”. Веру у Бог он провозглашал недосягаемой для ума. По-разному рассматривался вопрос о соотношении человеческого и Божественного, что проявилось в идейном споре между Лютером и Еразмом Роттердамським. Первый упрекал второму за то, что “человеческое означает для него больше, чем Божественное”. Лютер придерживался противоположной позиции.

Протестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и т.д. Тем не менее все они представляют собой религию, которая е удивительно простоя, дешевой и удобной. Она не требует больших денег на строительство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, который имеет место в католицизме. Она не забирает много времени для молитв, посещение святых мест и других обрядов и ритуалов. Наиполнее буржуазный характер протестантизма проявил кальвинизм. Кальвинисты - проповедники убеждали, что покорность и добродетельная работа есть обязанность человека, определенная непосредственно Бог. Ведь каждый должны думать, что он есть Божий избранник, и напрягать все силы, лишь бы своей жизням довести, что достойный спасение. Нежелание работать расценивается как симптом отсутствия благодати. Даже богатый человек не освобождался от обязанности напряженно и плодотворно работать. Эффективное производство, предпринимательство мотивируются не корыстолюбием и вымогательством, а наоборот - это выполнение религиозной обязанности, высокое служение Бог, “призвание”, как это формулировал Мартин Лютер. Деловой человек становится идеалом протестантизма, равно как рыцарь и монах были идеалами католицизма в пор феодального общества, а успех в профессиональной деятельности является признаком боговибраности.

Проблематика Реформации отобразилась в искусстве, литературе, философии как проблематика спора о человеке, ее воле, красоте, уме, ее прошлом, современное и будущее.

Найсуттевиши изменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре, искусстве. Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным. В эпоху Возрождения искусство впервые приобретает самоценность, становится самостоятельной сферой прекрасного, оказывает содействие формированию сугубо художественного, эстетичного чувства, впервые пробуждая любовь к искусству ради его самого, а не ради назначения, которому оно служит.

Место и роль художника в обществе значительно возрастают. Он впервые рассматривается как самостоятельный и полномочный профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как один из мощнейших средств познания и в этом качестве уривнюеться с наукой. Еще выше оценивается искусство как творчество. За своими творческими возможностями художник Возрождения приравнивается к Бог - творца.

В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно осуществляет решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь представляет линейная и воздушная перспектива, трьохвимирнисть объема, учение о пропорциях. Искусство во всем старается быть верным действительности, достичь объективности, достоверности и жизненности. Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Именно в Италии искусство достигло высочайшего подъема и расцвета. Именно здесь начисляется десятки имен титанов, гениев, больших и просто талантливых художников. В других странах также есть большие имена, тем не менее Италия вне конкуренции.

Главными фигурами Проторенесансу есть Данте Алиг'ери (1265-1321), Франческа Петрарку ( 1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375) и художник Джотто ( 1266/67-1337).





Вернуться назад