Первоначальная культура


1. Первоначальная эпоха и ее место в истории человечества

Первоначальная эпоха - это наибольший период в истории человечества - от возникновения человека (близко млн. лет тому) и к появлению государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже сейчас живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первоначальную культуру - что существовала к возникновению первых цивилизаций на Земле (конец IV - начало III тысячелетие к н.э. ), и традиционную первоначальную культуру.

На протяжении первоначальной эпохи происходили такие процессы:

- антропогенез - биологическая эволюция человека, который завершился приблизительно 40 тысяч лет тому возникновением вида “человек умный” (Homo sapiens), а также основных человеческих рас;

- формирование мышления (или интеллекта) человека, ее языка;

- расселение человечества по всем континентам;

- переход людей от привласнюючого хозяйствование (охота, збиральництво) к воспроизводящему (земледелие и скотоводство);

- социогенез - формирование общественных форм жизни в виде родовой, а потом родоплеминной организации;

- появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем.

Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особой сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерное единство закономерностей, общность проявлений становления культуры.

Специфической чертой первоначальной культуры есть синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие. Например, в охоте были соединенные: технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания о привычках животных, социальные связи, которые выражались в организации охоты (индивидуальное, коллективное), религиозные представления - магические действия по обеспечению успеха, которые, в свою очередь, включали элементы художественной культуры - песни, танце, живопись. Именно вследствие такого синкретизма характеристика первоначальной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.

Первоначальную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит - 2 млн. г. поэтому - граница III тысячелетие к н.э. ; эпоху бронзы - II тысячелетие к н.э. ; ранний железный век - I тысячелетие к н.э. Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первоначального общества.

2. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке

Палеолит. Эпоха палеолита (давний каменный век) начинается с началом антропогенеза, а заканчивается в Х тысячелетии к н.э.

Ранний человек был повильнишою и слабкишою, чем большие хищники, не имела такого естественного оружия, как клыка и когте. Люди научились компенсировать эти недостатки, используя камень, кость, дерево. Мастера раннего палеолита создавали острые орудия, сильно бить камнем об камень. Выбирались твердые горные породи, чаще за все кремень. Древнейшая из известных на Земле - это стоянка ранних людей, которая найдена Льюйсом Лики в знаменитой Олдувайський ущелью в Танзании. Она имеет вид сосредоточения каменьев и костей животных. Возраст стоянки датируют двумя миллионами рокив.

Предки современного человека все больше отделялись и отдалялись от животного мира. Изготовление орудий работы, выпрямление осанки, изменение походки, общие согласованные действия, которые требовали сигнальной системы, мясная пища совершенствовали наших пращуров. Около 1,5 млн. лет тому появилось ручное рубило - своеобразный тип универсального по назначению каменного орудия листовидной формы. Приблизительно 300-200 тысяч лет тому люди овладели огнем. Одним из его источников, вероятно, были дерева, которые воспылались от молний. Неслучайно во многих народов сохранились легенды о герое, который похитил небесный огонь и подарил его людям (например, греческий миф о Прометея). Сначала огонь только поддерживали. На одной из палеолитических стоянок в Китае археологи нашли пласта пепла толщиной 6 г.

Около 200 тыс. лет тому началась ледниковая эпоха. Люди оказались в очень жестких естественных условиях, тем не менее проявили себя достойными им противостоять. Найистотниши изменения принадлежат к последней стадии палеолита - так называемого верхнего палеолита (ХХХV-X тысячелетие к н.э. ). На это время сформировался человек современного антропологического типа - “человек умный” - кроманьйонець (по названию грота Кро-Маньон в Франции - места первых находок ископаемых останков таких людей). Люди в этот период заселили все континенты, по некоторым скелетам уже можно проследить ту или другую современную расу (европеойди, монголойди, негройди).

В изготовлении каменных орудий появилась новая техника: от каменного ядрища-заготовки (нуклеусу) откалывали узкие каменные видщепи. Возникшая специализация орудий - ножи, скребки, пыльцы, наконечники. От мастера требовалась виртуозная точность обработки камня: чтобы изготовить каменный чем, например, надо было ударить свыше 250 раз. Люди уже жили не только в созданных природой схованках (пещерах, гротах), появились разные виды искусственного жилья: вырытые в земли и накрытые сверху костями мамонта; полностью построенные из бивней, с костром в центре; длинные, овальные, с несколькими кострами. Исследование жилья разрешают строить заключения о социальном порядке верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, была родовая община, которая начисляла возле сотни людей. Сплоченность родового коллектива доказывает сложную охоту на бизонов, пещерных ведмедив, быков, мамонтов, шерстистых носорогов. Охотники загоняли животные у ямы-ловушки, ущелья, пропасти. Под скалой возле Солютре в Франции найденные скелеты 10 тысяч диких коней. Похоже кистковище бизонов найденное в Украине возле Амвросийвки в Донецкой области.

Возникновение искусства. Верхний палеолит - это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство укрепляло социальные связи, помогало формированию первоначальной общины, становилось средством передачи опыта. Виды изобразительного искусства палеолита довольно разнообразные: петроглифы (изображение животных и людей, выполненные на камне), гравюры на костях и рогах, рельефы, рисунки, глиняные и каменные скульптуры.

Большинство ученых связывает появление у человека потребности передать окружающий мир художественными средствами с религиозными магическими представлениями, возникновение которых принадлежит к тому самому времени. Этнография знает множество примеров, когда заклинание, танце вокруг изображений считались средством влияния на реальных животных. Так, австралийские аборигены и сегодня верят: если мужчины нарисуют или “освежат” новым раскрашиванием изображения животных или растений на стенах священной пещеры, то настоящие животные и растения будут хорошо размножаться. Среди рисунков палеолита редко, но встречаются изображение людей в масках. Широко известный так называемый “Колдун” из пещеры Трех братьев в Франции - напиволень-напивлюдина. Искусство танца, вероятно, также развивается из имитации поведения животных, охотничьих и военных вправ.

Вопрос о путях становления изобразительного искусства е сложной научной проблемой. Одни исследователи первым стремлением изобразить что-то считают полосы на наносном пласте глины на стенах пещер (их называют “макароны”) и “отражения” рук. Другие же доказывают, что древнейшим было “натуральное” искусство - изготовление чучел животных, на этой основе возникшая скульптура, а уже потом - рельеф, гравюра, малюнок.

Работали давние художники при свете факелов или светильников с мхами. Рукой или примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) наносились садока, минеральные краски. Широко применяли охру - естественную красную краску разных оттенков - от желтоватого до пурпурного, ее компонентами является глина и соединения железа или марганца. Охру сначала находили в натуральном виде, а позднее стали изготовлять, пережигая зализняк.

Художники палеолита изображали преимущественно животные: зубров, коней, оленей, мамонтов. Первые рисунки несовершенные, но со временем мастерство достигло впечатляющего уровня. Фигуры животных стали рисовать уверенной линией, придерживались пропорции. Появилась штриховка, сплошное раскрашивание, применение разных цветов, которое помогало отображению объема. Шедевры пещерной живописи из пещер Альтамира (Испания), Ляско, Фон-де-Гом (Франция) передают животные почти в натуральный рост с большой жизненной убедительностью. Особенностью этих росписей является то, что между реалистически изображенными фигурами отдельных животных нет композиционной связи, иногда они даже “находят” одно на одно.

Характерными для палеолита также есть небольшие за размером женские статуэтки. Они выполнены всегда за одним общим принципом: концовки едва намечены, черты лица не обозначены, тем не менее резко подчеркнутые признаки женщины-матери. Такие статуэтки образно называют “палеолитическими Венерами”. Очевидно, что основная идея этих изображений - идея плодородия, продолжение рода. Ученые связывают их с культом женщины-праматери в родовой общине, где родственность велась по материнской линии.

В Украине исследовано много палеолитических памяток. Одна из них - стоянка возле села Мизин на Десне, близ Чернигова. Там найденные фигурки, которые изображают птиц, интересный костный браслет, покрытый сложным геометрическим орнаментом, женские статуэтки. Мезолит. Средний каменный век - мезолит (X-VI тысячелетие к н.э. ) является ярким доказательством сильного влияния естественной среды на жизнь и эволюцию человечества. Закончился ледниковый период, потеплел климат, обновились флора и фауна. До этого времени принадлежит важное техническое изобретение - лук и стрелы. Соответственно большие общинные объединения изменились на небольшие коллективы охотников. После таяния ледников появились большие водные пространства, распространилось рыболовство. Изменился характер збиральництва - его основой стал сбор диких злаков. В качестве материала для изготовления орудий широко использовалась кость. Более эффективной была нова так называемая микролитична техника обработки кремня: изготовление пластин-вкладышей совсем небольшого размера - микролитов. Например, основу серпа делали из кости, а лезвие представляли микролиты. В мезолите люди освоили плавание на бревнах и плотах. Началось приручение животных, первым прирученным была собака.

Общий характер изобразительного искусства сравнительно с предыдущим этапом сохранился, тем не менее, в отличие от палеолита, в мезолитических росписях ведущее место принадлежит человеку, ее действиям. Появляются сюжетные композиции: охота, танец и т.п.. Художник уже стремится передать внутреннее содержание, динамику того, что происходит. Это свидетельствует о новых задачах, которые решало искусство.

Неолит. Последний этап каменного века - неолит (новый каменный век) - охватывает ориентировочно VI - IV тысячелетие к н.э. Состоялось коренное преобразование жизни человечества, связанное с переходом от привласнюючих форм хозяйствования (охоты, рыболовства и збиральництва) к воспроизводящим (земледелия и скотоводства). Этот процесс в науке получил название неолитическая революция.

Для неолита характерное появление многих технических и технологических новинок: свердлування, пиление и шлифование камня, ткацкий станок, гончарство и гончарный круг, сооружение лодок, зарождение монументальной архитектуры. Новыми чертами обозначена общественная жизнь - материнскую изменила родительская родовая община, возникшая парная семья.

На этом этапе исчезли хронологическое, культурное однообразие, в разных географических зонах Земли развитие пошло разными темпами и разными путями. В так называемому “плодородном полумесяце” (Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива) изменения происходили ускоренно. На Севера же, наоборот, племена долго оставались на том же самом уровне развития. Уже заметные очень яркие местные особенности, которые разрешают отличить неолит Египта от неолита Междуречья, неолит Европы от неолита Сибири. Творчество людей с развитым земледелием отличалась от творчества племен с преобладающим развитием скотоводства и, в свою очередь, была другой, чем в северных лесных областях, где основным продолжало оставаться охота.

Переход в эпоху неолита к воспроизводящим формам хозяйствования оказывал содействие углублению знаний об окружающей природе, которое вело к возникновению обобщающих понятий, представлений о мироздании. Жизнь людей неолита зависела от доброго или плохого урожая, от красивой или плохой погоды. Люди начали задумываться о явлениях природы, возникшая необходимость воплотить в искусстве небо, солнце, воду, огонь, землю. Появились такие символы, как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика. Фигуры животных, птиц, людей также превратились на символические знаки, разгадать значение которых бывает нелегко. В неолите реалистические изображения почти полностью изменились на абстрактные мотивы, воплощенные в орнаменте.

Люди неолита стремились украсить почти все, что их окружало: керамика покрывалась орнаментом, деревянные изделия украшались резьбам, по раскрашенным глиняным статуэткам можно судить, которыми были ткани. Многочисленными были личные украшения: ожерелья, браслеты, каблучки, тело раскрашивали или татуировали. Прикладной^-прикладное-декоративно-прикладное искусство представляет основную примету искусства неолита.

Энеолит. Приблизительно в IV-III тысячелетиях к н.э. люди начали использовать для изготовления украшений и орудий первый металл - медь. Сначала ковали чистую медь холодной, а со временем научились изымать медь из руды путем плавки. Появлению плавильной печи, вероятно, предшествовало строительство гончарных печей. Но медь уступает камню в прочности и потому вытеснить его не могла. Выделяют переходной период - энеолит (каменный^-каменный-медно-каменный возраст). За формами жизни, типом хозяйства он похожий на неолит. Енеолитичною есть очень яркая трипольская археологическая культура на территории современной Украины.

Мегалити. Важным и принципиально новым явлением, которое характеризует почти повсеместно поздний неолит и сохраняется потом в эпоху бронзы, есть мегалитическая архитектура (мегалит - от греческого - “большой камень”). Это свидетельствует и о технических возможностях, которые возросли, и о новых эстетичных и идеологических нуждах людей.

Раньше люди уже приобрели определенный опыт строительства жилья: полуземлянки палеолита, глиняные дома трипольской культуры. Но те сооружения носили сугубо утилитарный, практический характер, мегалити же связаны с религиозным культом. Мегалитические сооружения были нескольких видов:- менгир - вертикальный камень, высотой иногда до 20 г; в Франции встречаются поля таких столбов, которые тянутся на 2-3 км; они были или объектом поклонения, или обозначали место церемоний;

- дольмен - каменный ящик, простейший его вариант - два вертикально поставленные плоские камня, перекрытые третьим; дольмены, как правило, служили местом погребения членов рода;

- кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу; в Украине найденные курганы, окруженные кромлехом.

Наиболее известное и сложное мегалитическое сооружение находится в Англии, возле Стоунхенджа. Каменные столбы разного размера расположены несколькими концентрическими кругами. Внешнее кольцо составлено из небольших каменьев, а внутреннее - из очень больших менгиров, которые попарно перекрыты плитами. В центре сооружения лежит квадратная плита. Некоторые ученые считают, что это сооружение могло использоваться для астрономических наблюдений, поскольку через вертикально поставленные пары каменьев удобно следить за движением Солнца, Луны. Поэтому в литературе Стоунхенджський кромлех иногда называют обсерваторией.

3. Культура эпохи бронзы и железа

Эпоха бронзы (ИИ тыс. к н.э. ). Открытие бронзы (сплава олова и меди) и ее распространение вызвали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, которое оказывало содействие дальнейшему усовершенствованию производства. Люди достали возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки произведенного. Зарождалась частная собственность, имущественная дифференциация. Значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались войны за овладение скотом, пахотным землей, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохранялось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай большие поховальни сооружения - курганы. Размеры курганов, количество и качество вещей, которыми их заполняли, свидетельствуют о статусе умершего в обществе. Много курганов эпохи бронзы изучено на территории Украины.

Обработка металла требовала большого мастерства и специализации, поэтому литейное дело, как и гончарная, а позднее ткацкая, становится самостоятельной областью. Одним из основных видов творчества постоянная художественная обработка металлов. Довольно быстро человек овладел разными ее видами: кукование, литье, чеканка, гравирование по металлу. Изготовлялись разнообразнейший металлические украшения: браслеты, каблучки, сережки, подвески, бляшки, которые нашивались на одежду, пояса, пряжки. Особое внимание отводилось оружия. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Изменения в общественном порядке подчеркивает такое обстоятельство: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ. Дальнейшего развития набрала мегалитическая архитектура.

Железный век. Для многих народов последний этап развития первоначального порядка связан с появлением железа в начале I тысячелетие к н.э. Новый металл был мицнишим и значительно поширенишим. Это дало возможность внедрять его во все области производства, в отличие от бронзы, которую при изготовлении орудий работы почти не использовали. Там, где раньше не возникшая государственность, железный век в общественном порядке связан с “военной демократией”. Появляется патриархальное рабство, становятся крепче связи между племенами (племенные союзы). Для этого времени характерные грабительские войны. Они оказывали содействие развитию военной техники, военной организации, подъему военных руководителей. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, выделяются художники, певца, рассказчике. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство.

Скифская культура. Из европейских культур железного века одна из ярчайший и наиболее интересных для нас - скифская культура (VII ст. к н.э. - III ст. н.э. ). Скифская культура - это культура многих кочевых, полукочевых и земледельческих племен, которые жили на широком пространстве Евразии - в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранилось большое количество скифских могильников и городищ. Много сведений о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из произведений Гиппократа.

Скифы-земледельцы получали добрые урожаи пшеницы, которая конкурировала на греческом рынке с египетской. Высоко ценились скифские кони. В свою очередь, греки ввозили к Скифий вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии: Ольвию (близ современного Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь) и прочие.

По свидетельству Геродота, у скифов был обычай за пределами своего поселения излагать большие горбы из хвороста, а на их верхушку ставить меч. Такому сооружению поклонялись, а потом сжигали. Скифы сводили курганные насыпи значительных размеров, иногда завершая их каменными скульптурами человек-воинов. На Полтавщине несколько десятков лет ведутся раскопки так называемого Бильського городища, которое, на мысль некоторых авторитетных специалистов, е остатками столицы Скифий - легендарного города Гелон. В погребениях скифов находят замечательные изделия прикладного искусства: украшения, парадное оружие, лошадиное доспехи, посуда. Всемирную популярность получила золотая пектораль из кургана Толстая могила на Днепропетровщине. В орнаментах, мелкой пластике, украшениях бытовых вещей одно из главных мест занимает животный мир, а именно: декоративные изображения животных или отдельных частей их тела (коготь, клюв, глава). Такое направление в прикладном искусстве получил название “звериный стиль”. Существовали определенные закономерности, например, рыба изображала только на лошадиных налобниках. Это доказывает, что изображение отыгрывали не только эстетичную, но и магическую роль. Скифский звериный стиль имеет свои особенности, одна из которых - объединение реализма с декоративными мотивами. Например, на золотом украшении для щита из Костромского кургана на Кубани тело оленя изображено реалистически, а рога - абсолютно неправдоподобной формы. Но композиционно возникает единый образ: завитки рогов, расположенные вдоль всей спины животных, подчеркивают легкость и стремительность оленя.

Уникальные памятки культуры скифского времени найденные на Алтае, в Пазирикських курганах. Благодаря климатическим и геологическим особенностям вода, которая попала во внутрикурганный сруб, замерзшая, и таким образом сохранились изделия из дерева, кожи, меха, ткани. Археологи смогли даже выучить татуирование на теле похороненного вождя.

С появлением сарматских племен скифы были вытеснены в Крым, где сложилось государственное образование во главе с царем Скилуром. Столицей стал Неаполь Скифский, який располагался на месте современного Симферополя. Погиб город в II ст. н.э. , когда участились столкновенья с сарматами, а потом с готами.

4. Древнейшие религиозные представления

Происхождение и развитие человеческой духовности есть одной из найскладниших и интереснейших научных проблем, в решении которой принимают участие все науки о человеке. Десятки тысячелетий биологической эволюции были также временами кристаллизации человеческой разумности и эмоциональности. Человек обживал мир не только в прямом значении слова, она обживала его и своей мысленным взором, обогащая себя впечатлениями и знаниями, формируя то, что называется духовной традицией. Эта традиция формировалась чрезвычайно медленно, на меньше всего сдвиг тратились тысячелетие, но именно в первоначальное мышление, в первоначальную духовность проникает своим корням весь интеллектуальный мир, все неисчерпаемое духовное существо современного человека.

Тотемизм. Первые религиозные представления возникают уже в палеолите в связи с особым отношением к животному миру. Чрезвычайно распространенным был на территории Европы своеобразный культ медведя (исследователи считают, что речь шла о пещерном медведе). Археологам известные многочисленные культовые хранилища черепов этого ископаемого хищника - в Франции, Швейцарии, Австрии, а также в Украине (Иллинка Одесской области). Из этого момента можно уверенно говорить о возникновении тотемизма.

Тотемизм - вера в животных или растение, которое давние люди считали предком рода, с которой связывали свое существование и благосостояние. Чаще тотем был животными, реже - растением. Тотему приписывались сверхъестественные возможности, ему поклонялись. Тотемизм приобрел значительное распространение, он существовал у всех народов на первоначальной стадии. Племена индейцев Северной Америки во время появления там европейцев носили имена своих тотемов. В мире тотемов употребляются такие самоназвания, как “люды-леопарды”, “люд-антилопы”. Отношение к тотемным животным бывает разным. В одних народы сурово запрещены охота на тотемное животных и употребление ее м'яса, в других - особый ритуал поедания мяса тотема.

Остатки тотемизма мы видим в мире фольклора. В волшебных сказках животных имеют чрезвычайные способности, они часто более сильные за человека, становятся ее другом, защитником. С тотемизмом связанные, очевидно, и пересказы об “оборотнях”.

Магия. На очень ранних этапах истории возникают и разнообразные магические представления и соответствующие действия. Некоторые исследователи именно в этом усматривают специфическое и коренное отличие первоначального мышления от современного. Магия - действия и обряды, которые осуществляются с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающую среду, животных или человека. Основой магии являются представления об общей связи всех вещей и явлений природы, о возможности влиять на целое через его часть, на человека или животных - через изображение, направлять ход развития событий, заранее имитируя их. Например, практически все племена тропической Африки, Австралии верят, что владение ногтями, волосами, частями одежды дает власть над человеком. Поэтому, если волосы и ногти срезывают, то их тщательно собирают и прячут. Особенно предохраняется вождь, поскольку считается, что от его самочувствия зависит судьба всего племени.

Магия за своими целями бывает многих видов: лечебная (одна из составных народной медицины - заговор, шептание), шкидливоносна (насилання “причины”, “зурочення”), любовная (“причарування”), промышленная (обеспечение успеха охоты), аграрная (“стимулирование” сил плодородия) и т.п.. Одна из наиболее распространенных теорий связывает происхождение искусства именно с магическими ритуалами, которые осуществлялись над изображениями животных и должны были обеспечить удачную охоту. Типичным есть этнографическое описание, которое принадлежит исследователю Африки Лео Фробениусу. Его экспедиция встретила группу охотников-пигмеев, которая состояла из трех мужчин и женщины. Через недостаток провизии он обратился с просьбой убить антилопу, но был удивленный, когда, в принципе согласившись, пигмее ответили, что сегодня без необходимых приготавливаний на охоту они не пойдут. “Весьма заинтересован узнать, в чем же заключаются приготавливания этих людей, - пишет Фробениус, - я встал задолго к востоку солнца и прокрался в кусте. . . Уже с началом рассвета мужчины пришли сюда, но не самые, а вместе с женщиной. Они сели на землю, повыдергивали траву на небольшой поверхности и разровняли ее руками. Потом один из мужнин сел навприсядки и нарисовал что-то пальцем на песке. На протяжении все этого времени мужчины и женщина бормотали какое-то заклинание. Дальше - тишина ожидания. В конце концов солнце появилось на горизонте, и один из мужнин с натянутым луком приблизился к расчищенному клочку земли и нацелил на него лук. Прошло несколько минут, и лучи солнца затронули сделанный на земле рисунок. В ту же миг со скоростью молнии состоялась такая сцена: женщина подвела руки, будто для того, чтобы схватить солнце, произнося непонятные звуки, мужчина спустил стрелу, женщина закричала еще громче; потом мужчины с их оружием прыгнули в гущу чагарника. Женщина пошла к лагерю. Я, подождав, подошел и увидел, что на выравненном месте была нарисована антилопа, в шею которой вонзилась только что выпущенная стрела. Когда охотники возвратили с антилопой, убитой в шейную вену, они, отдав добычу, немедленно отнесли к рисунку клочок шерсти убитой антилопы и сосуд, наполненный ее кровью, а потом забрали стрелу и уничтожили изображение”.

Система магических действий включает особую обрядность и особые предметы - фетиши (фетиш - слово французского происхождения, оно означает талисман, амулет). Фетишизм - вера в сверхъестественную силу материальных предметов. У старинного человека объектами поклонения были каменья (особенно необыкновенных размеров и форм), дерева (или целые священные рощи). Формы поклонения были разными: от принесения жертв к причинению вреда. В наши времена фетишизм является составной частью всех развитых религий - поклонение кресту и ношение нательного креста в христианстве, священный камень (метеоритного происхождения) в мечети Кааба у мусульман и т.ин.

Исполнителями магических обрядов постепенно становятся особые люди - знахари, колдуны, шаманы, т.е. возникает шаманизм. Таким людям приписывалась способность общаться со сверхъестественными силами, влиять на них по своему желанию, путешествовать в потусторонний мир. Как показывают этнографические наблюдения, шаманы бывают умелыми гипнотизерами, иллюзионистами, а также и певцами, поэтами, рассказчиками. Можно припомнить относительно недавнюю газетную сенсацию, связанную с публикацией материалов об “бескровных операциях” филиппинских целителей. На русскому севера, где сильно развитый был шаманизм, находилось немало “свидетелей” того, как шаманы летали, оживляли мертвых, видели за сотни верст, создавали своих и чужих двийникив.

Анимистические представления. Первые погребения принадлежат неандертальцам. Одна из интереснейших для науки находок - погребение двух мальчиков на реке Сунгир (север России) 23 тыс. лет тому. Одежда похороненных была много украшенный намистинами, копья и кинжали из бивня мамонта красиво украшены резьбам. Изучая погребение в горах Заигра (Ирак), ученые за анализом пыльце установили, что останки покойлися на ложи из цветов. Если смерть сопровождалась ритуалом, это означает, что она была связана с рядом соответствующих представлений. Этот комплекс представлений получил название - анимизм (от латинского - “душа”).

Анимизм - вера у существования душ и духов. Анимистические образы - это, во-первых, души живых людей; во-вторых, духи умерших пращуров (поэтому анимизм неразрывно связан с культом предков); в-третьих, олицетворение сил природы (души озер, рощ, ветровой и т.п.).

Обряд погребения у давних людей был довольно сложный. Умерших прятали в углублениях и ямах, клали на спину, или на сторону в согнутом положении, иногда главы огораживали каменными плитами. Мертвых наряжали и клали рядом с ними посуда, орудие работы, пищу и разные ценные предметы. Наличие поховального инвентаря объясняется по-разному: или люди старались таким образом отогнать смерть от себя, предотвратить месть умершего, или хотели обеспечить всем необходимым для жизни в потустороннем мире, или давали вещи в дорогую, чтобы умерший добрался к миру предков и нашел там покой. В большинстве погребений находят красную охру - своим цветом она напоминает кровь - символ жизни. Исчерпывающего объяснения этого ритуала пока что не существует. Этнографы собрали большой материал, который характеризует первоначальные представления о душе и потустороннем миру. Ведь анимизм присущий всем народам. Эти представления содержат картины “отлет” души умершего человека из мира живых, ее странствий в далекую страну мертвых (у украинцев это - вирий), а также описания жизни, которая ждет душу в потустороннем мире. Как писал известный исследователь первобытности Э. Тайлор, “немного предметов будят в ум поэтов-дикарей такие смелые и живые представления, как мысль о будущей жизни”.

Расположение страны духов могло быть разным - под землей, на земле, на Луне, на звездах. Но они четко делятся на две больших категории: на мысль одних - жизнь души в царстве мертвых будет счастливым, а на мысль других - часть душ в потустороннем миру утешается, а часть - страдает. Большинство народов считало, что души умерших могут приходить из царства теней, посещать живых в сне, протежировать им в земных делах или же, наоборот, мешать.

Можно проследить, как вместе с развитием самого человека, осложнением ее деятельности, общественного устройства развивались представление об окружающем миру. Вероятно, что первые магические, тотемични, анимистические верования преобладают на протяжении всего верхнего палеолита. В конце этого периода они переросли в определенные культы. Таким был, достоверно, культ женщины-праматери (“палеолитические Венеры”). С возникновением земледелия и скотоводства в неолите связанное появление земледельческих культов, поклонение Солнцу, стихиям, возникновение определенной картины мира. Постепенно утвердила триривнева система мироздания: подземный мир - помещение божеств, змийв, чудовищ, земной мир - мир людей, живой природы, небесный мир - помещение большинства божеств и душ умерших. Три этих миры воплощали в орнаментах на неолитической керамике, представление о них остаются и потом. Возникли стойкие мифологические образы, которые позднее сложились в цельную мифологию.

* * *

На протяжении первоначальной эпохи вследствие очень продолжительного биологического развития самого человека, усовершенствование ее материальной культуры, развития видов деятельности (от охоты и збиральництва к земледелию и скотоводству), эволюции искусства (от первых примитивных изображений через расцвет первоначального реалистического искусства к сложным абстрактным образам, выраженным в орнаменте), осложнение и расслоение общества, углубление представлений об окружающем миру были заложены фундаментальные основы всей современной человеческой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. - Г. : Госполитиздат, 1953. -758с.

2. Античная Греция. - В 2-х тт. - М. : Наука, 1983.

3. Асеев Ю. С. Источника. Искусство Киевской Движении - К. :Искусство, 1979. - 216 с.

3. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - Г. : Мысль, 1987. -348 с.

4. Беличко Ю. В. Украинское советское искусство периода гражданской войны. - К. :Мистецгво, 1982. - 183 с.

5. Билецький П. О. Украинское искусство второй половины ХVII-ХVIII столетие. - К. :Искусство, 1981. - 159 с.

6. Богомолов А. С. Античная философия. - Г. : изд-во МГУ, 1985 -368 с.

7. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - Г. : Высшая школа, 1988. - 496 с.

8. Воропай О. Обычаи украинского народа. - К. :Оберег, 1993. - 590 с.

9. Горфункель А. X. , Философия эпохи Возрождения. - Г. : Высшая школа, 1990. - 368 с.

10. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - Г. : Юрайт, 1998. - 669с.

11. Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа. - К. :Лыбидь, 1991. -398 с.

12. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - Г. : Искусство, 1984. -350 с.

13. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - Г. : Искусство, 1990. -319 с.

14. История Древнего мира. В 3-х тт. - М. : Наука, 1983.

15. История искусства зарубежных стран. - Г. : Искусство, 1980. - 384 с.

16. История средних веков. - В 2-х тт. / Под ред. Сказкина С. Д. - М. : Высшая школа, 1977.

17. История Франции. - В 3-х тт. - Т. I. - М. : Наука, 1972. -360 с.

18. История мировой культуры. - Лыбедь, 1994. -320 с.

19. История украинской литературы XX ст. - В двух книгах. /за ред. В. Г. Дончика. - К. Либщь, 1994.

20. История украинской культуры /За загал. ред. Г. Крип'якевича. - К. :Лыбедь, 1994. - 656 с.

21. Ковальчук О. В. Украинское народоведение. - К. :Образование, 1992. - испр. и перераб. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 704с.

40. Энциклопедия для детей. - Т. 6. - Религии мира. 4.2. 3-- е изд. , испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 688с.

41. Энциклопедия для детей. - Т. 7. - Искусство. 4.1 2-- е изд. , испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 688с.





Вернуться назад