Средневековая европейская культура


1. Понятие “средние возрасты” и “средневековая культура”

Термин“средние возрасты” возник в Италии в XIV-XVI ст. в круге историков и литераторов, передовых людей в свое время. Они склонялись перед культурой Старинной Греции и Старинного Риму, старались возродить ее. “Средними возрастами” они назвали время между античностью и своей эпохой. В дальнейшем в науке закрепилось распределение истории на старинную, средневековую и новую. Средние возрасты в современной периодизации всемирной истории охватывают время от краха Западной Римской империи в V ст. н.э. к эпохе Больших географических открытий (рубеж XV-XVI ст. ), причем полное господство именно средневекового типа культуры в Европе связывают не со всем периодом, а с V-XIII ст. Потом в Италии зарождается переходная культурная эпоха - Возрождение, которая охватывает конец средневековья и начало Нового времени.

Оценка средних возрастов в науке изменялась. Гуманисты эпохи Возрождения (которые в самый раз ввели этот срок) и просветители XVIII ст. (Дидро, Вольтер, Монтескье) называли их “темными возрастами”, писали о глубоком упадке культуры. В противоположность им романтики XIX ст. в научных и, особенно, в художественных произведениях идеализировали средневековье, были предрасположены видеть в нем воплощение высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайнощив. Признается, что в сравнении с античностью оказались утерянными много достижений культуры, но в тот же время в сферу культурного развития были привлечены новые народы, зародились национальные культуры.

Формирование средневекового типа культуры на территории бывшей Римской империи происходило разными путями. Восточная Римская империя сохранила свою государственность и единство. Византия на протяжении всего средневековье оставалась большим и влиятельным государством, византийская культура стала прямым продолжением античной. Но в 1453 г. после завоевания турками-османцами ее история врывается.

Социально-экономический порядок средневековья в Западной Европе схематично можно срисовать таким образом. На руинах Западной Римской империи возник ряд временами очень больших (как, например, империя франков времен Карла Большого), но непрочных ранньофеодальних монархий. Основа экономики - сельское хозяйство. Сначала все земли принадлежали королю. Он распределял их между своими вассалами - феодалами (феод - название надела), которые служили в его войске. Феодалы, в свою очередь, наделяли землей крестьян, которые выполняли повинности (барщина, оброк). Устанавливались сложные взаимоотношения между крепостными крестьянами и господами, и внутри класса феодалов (принцип “вассал моего вассала - не мой вассал”). Каждый феодал хотел расширить свои владения, войны велись практически беспрерывно. В результате королевская власть теряла свои позиции, которое вело к раздробленности. Угнетенные крестьяне не прекращали борьбу в разных формах - от бегства у города к большим крестьянским войнам и повстань. Самостоятельные городские коммуны становятся опорой королевской власти. Появляется новый класс - городская буржуазия (слово образовано от французского - городской житель, гражданин). Выделяют такие основные периоды истории средних возрастов:

- раннее средневековье (конец V ст. - середина XI ст. );

- феодальная раздробленность (XI-XII ст. );

- централизация государств под королевской властью (XIII-XV ст. ).

2. Роль религии и церкви в средневековом обществе

Для средневековой культуры характерные две ключевые отличительные признака: корпоративность и доминирующая роль религии и Церкви.

Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества состояний (корпораций). Человек по рождению принадлежала к одного из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение. С каждым состоянием был связан свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала суровая корпоративная иерархия: два высших состояний (духовенство, феодалы-землевладельцы), потом купце, ремесленники, крестьяне (последние в Франции были объединены в “третье состояние”). Четкую формулу вывел на рубеже X - XI ст. епископ французского города Лана Адальберон: “. . одни молятся, другие воюют, третьи работают. . . ”. Каждое состояние было носителем соответствующего типа культуры.

Могущественным объединяющим фактором в таких условиях выступали религия и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех областях общественной и культурной жизни составляла принципиальную особенность европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Все мировоззрение человека средних возрастов было теологическим (от греческого “теос” - бог). Чем же можно объяснить такое исключительное положение религии в средневековом обществе? Одну из ответов на этот вопрос дает само содержание христианского вероучения. Оно возникло в процессе борьбы и взаимного влияния множества философских и религиозных течений. Если говорить о начальном христианстве, то одной из главных идей, которые обеспечили значительное распространение новой религии, была идея равенства людей - равенства как греховных существ перед всемогущим и всемилостивым Бог - но все-таки равенства. Христианство, которое возникло в колониях Старинного Риму, в среде рабов и вольноотпущенных, с самого начала не было религией одного народа, оно мало наднациональный характер. Как религиозное учение христианство базируется на трех главных идеях:

- идеи греховности всего человеческого рода, зараженного первородным грехом Адама и Еви;

- идеи спасения, которое необходимо заслужить каждому человеку;

- идеи искупления всех людей перед Бог, на путь которого стало человечество благодаря страданиям и добровольной жертве Исуса Христоса, который соединил в себе как божественную, так и человеческую природу.

В раннем христианстве очень сильной была вера в быстрое второе пришествие Исуса Христоса, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи в средние возрасты приходит идея утехи - потусторонней награды (отплаты) за добрые или плохие поступки, т.е. рая и ада.

Основы официального церковного мировоззрения средних возрастов были заложены на рубежи IV-V ст. в работах Августина, со временем зачисленного к лику святых. Он разработал учение об “Божественной благодати”, согласно которому церковь является посредником между Бог и людьми (“единорятуюча роль церкви”). Только церковь привлекает людей к Бог. Как хранительниця “Божьей благодати”, она может дать человеку искупления грехов. Согласно Августину, весь ход истории предполагается божественным промыслом, поэтому человек не способный его изменить и грешно даже стараться это сделать. Надо смиренно принимать как богатство, так и бедность, они - следствие первородного греха Адама и Еви. Этот же грех исказил человеческий ум, с того времени человек должна искать себе сопротивления в вере. Отсюда - постулат: “Верую, чтобы понимать”, который провозглашает приоритет веры над розумом.

На конец античности христианство представляло развитую мировоззренческую систему. Был произведенный “символ веры” - короткое изложение основных догматов христианской церкви. К нему вошли догмат об “триединисть Бог”, который единый и, вместе с тем, состоит из трех человек - Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа Святого, догмат о воскресении Христоса и прочие.

Первые христианские общины отличались демократизмом, однако довольно быстро служители культа - духовенство, или клир (от греческого “клер” - жребий, поскольку сначала их выбирали за жребием) превращается в суровую иерархическую организацию. Сначала высочайшее положение в клире занимали епископы. Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего духовенства христианской церкви. В конце IV- в начале V ст. он присвоил себе исключительное право именоваться Папой и постепенно получил власть над всеми другими епископами Западной Римской империи. Христианская церковь постоянна именоваться католической, что означает всемирная, вселенская.

Еще в последние века существования Римской империи христианство из религии угнетенных превращается в государственную религию. Папа объявил себя “наместником Христоса на Земле”. На ту же роль претендовал патриарх Константинопольский. У церкви оказалось два организационных центра. В 1054 г. Папа римский и патриарх Константинопольский наложили один на один проклятие. При общей религии церковь раскололась на западную - римско-католическую и восточную - православную.

В условиях краха Западной Римской империи, быстрого образования и такого же быстрого распада “варварских” королевств, постоянного перекроення границ, феодальной раздробленности церковь оказалась наиболее организованной силой, своеобразным островом “порядка в безпорядци”. Наверное, наиболее стабильным государством Европы была Папская область - средняя Италия, которая перешла в VIII ст. под непосредственное управление римских пап (существовала к XIX ст. ). Именно для обгрунтування права на власть в этом государстве была создана легенда об “Константинив дар”: будто римский император Константин, перенося столицу в Византию, своим преемником в Риме оставил Папу.

Политическое влияние папства распространялось на всю Европу. Очень долго только Папа назначал епископов во все страны. Церковь широко использовала систему наказаний (в том числе относительно правителей): “отлучение”, которое ставило человека вне церкви, “анафема” - торжественное публичное проклятие, “интердикт” - запрет отправлять культ на целой территории и прочие. Избрание Папы с XI ст. стало проходить на особых сборах кардиналов (от латинского “главный”, высочайшая после Папы Римского духовное лицо в католической церкви) без наименьшей возможности вмешательства светской власти. Приблизительно треть всех пахотных земель в Европе принадлежала церкви, все государства выплачивали “десятину” (десятую часть налогов, которые собирались) в ее пользу. В католической церкви к Х ст. установился обычай безбрачия (целибата) духовенства. Этот обычай тесно связал состояния феодалов и духовенства: в семьях феодалов старший сын обычно наследовал земельную собственность, а второй становился священиком.

Особую роль в распространении влияния церкви отыгрывали монастыри. Они возникли в III ст. в Египте и представляли собой сначала поселение отшельников (от греческого “монах” - отшельник). Монастыри в Европе становятся и большими землевладельцами, и центрами многоотраслевых хозяйств, и укрепленными крепостями, и ячейками культурной жизни. Первый монашеский орден организовал Бенедикт Нурсийський в VI ст. В дальнейшем орден бенедиктинцив объединял до двух тысяч монастырей. В XII ст. в связи с серией больших народных выступлений возникает новое течение в монашестве. Франциск Асизський в Италии и Доминик в Испании почти одновременно выступают с проповедью бедности, отказа от собственности, поваги к простой работе. Главным для священника они считали не торжественное богослужение, а проповедь в странствиях среди простых людей. Такие взгляды достали очень широкую поддержку. Рифм официально признал францисканцив и доминиканцив - ордены жебракуючих ченцив-проповидникив.

Надо учесть еще одну причину влиятельности церкви, особенно в раннем средневековье. Это - общий культурный упадок, вырождение античной культуры, которые настали после V ст. Разрушались политические, культурные связи, большинство населения стало аграрным. Грамотность превращается в редкость. На смену классической приходит вульгарная (народная) латынь. В таких условиях именно церковь выступает охранником античного культурного наследства. Священники оказываются наиболее просвещенными людьми. Ведь и среди правителей тогда грамотные люди были относительной редкостью. Например, Карл Большой - творец огромной империи, герой пересказов и легенд - уважал образованность, знал латынь, греческую, интересовался литературой. Но. . . писать он не умел. Его биограф рассказывает, что император возил “на постели под подушкой дощечки и листочки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха”.

При монастырях организовывались скрипторий - специальные мастерской для переписывания книг. Рукописные книги изготовлялись из пергамента - особым чином обработанной телячьей или овечьей кожи. Для изготовления одной Библии большого формата было нужно 300 овечьих шкур, на ее выполнение шло 2-3 года. Стоили такие книги, естественно, невероятно дорого. При монастырях же обычно существовали библиотеки. Кроме Библии, переписывались книги христианских богословов, жития святых, уцелевшие античные произведения (без такого переписывания к нам эти произведения просто не дошли б). Здесь же составляются хроники - описания текущих событий за годами.

Школы на протяжении раннего средневековья приоткрывались только при церквях и монастырях. Постепенно составляется школьная программа. Она не менялась потом возрастами. К ней входили “семь свободных искусств”: три вступительные дисциплины - “тривиум” - грамматика, риторика (овладение ораторским искусством), диалектика (т.е. формальная логика); четыре дисциплины высшего цикла - “квадриум” - арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

3. Рыцарская культура

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в обладунку. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли образ жизни, морально-этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская культура составляется в феодальной среде. Само состояние феодалов было неоднородному. Немногочисленную элиту феодального класса образовывали наибольшие землевладельцы - носители громких титулов. Эти найродовитиши и найблагородниши рыцари стояли во 0лаве своих жен, временами настоящих армий. Рыцари низшие по рангу служили в этих женах со своими отрядами, появляясь на первый призыв властителя. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все достояние которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них странствовал, примыкая к отрядам тех или других предводителей, становясь наемником, а нередко и просто промышлял розбоем.

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах “грубых мужикив”. Часто запрещались ношение оружия и верховая езда “базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам”. Бывали случаи, когда рыцари отказывались братья участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно распространенным в рыцарской среде представлениям, настоящий рыцарь должен был походить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое гениалогическое дерево, имел фамильный герб и родовой девиз. Принадлежность к состоянию передавалась наследственно, в редких случаях в рыцаре посвящали за исключению военные подвиги. Суровость правил постоянна подниматься с развитием городов - эта привилегия стали все чаще покупать. В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечом и копьем, а также борьбе и плаванию. Он становился пажем, потом оруженосцем при рыцаре. Лишь после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцаре. Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским “искусствам”. Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Оно считалось вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей производился особый тип психологии. Идеальный рыцарь обязан иметь множество достоинств. Он должен был быть извне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание отводилось осанке, одежды, украшениям. Обладунок и лошадиные доспехи, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить обладунок, который взвешивал до 60-80 кг. Обладунки начинают терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно проявлять заботу о своей славе. Свою доблесть надо было все время подтверждать, и много рыцарей были в постоянном поиске возможностей для этого. “Раз здесь война, я здесь останусь”, - говорит рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необыкновенного не было в том, чтобы помериться силой с незнакомым соперником, если тот хотя чем-нибудь вызвал неудовольствие. Организовывались специальные рыцарские турниры. В XI-XIII ст. выработались правила рыцарских поединков. Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще за все сначала соперники мчались один на один с копьем наперевис. Если копья ломались, брались за меч, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались лишь выбить соперника из седла. При проведении турнира после многочисленных индивидуальных поединков, которые могли продлеваться несколько дней, устраивали главное соревнование - имитацию битвы двух отрядов. Рыцарские поединки стали составной частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат “не по правилам”.

Среди рыцарства была развита сословная солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Большого на имя Ожье вызвал на поединок рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли обменять на него Ожье. Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил сына своего соперника в рыцарское достоинство.

Высшим проявлением рыцарской воинственности, агрессивного стремления феодалов к увлечению новых земель, поддержанным католической церковью, стали кресту походи восточнее под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 г. состоялся первый из них, а в 1270 г. - последний. Во время их проведения возникают особые военно-религиозные организации - рыцарские ордены. В 1113 г. был основан орден иоанитив, или госпитальерив (их первой резиденцией был дом-госпиталь Св. Иоанна для богомольцев). В Иерусалиме, близ храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом большой магистр, который подчинялся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцаре давали обета целомудрия и послушания. Они носили монашеские плащи (в госпитальерив - красный с белым крестом, у храмовников - белый с красным) сверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль отыгрывал Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Ее вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров народным языком, который возник на юге Франции (Лангедок). Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил “куртуазий”. “Куртуазия”, кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особый ритуал ухаживания к барышням. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпожа чаще за все используется характерная сословная терминология: присяга, служение, дарение, сеньор, васал.

По всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязанности идеальное “рыцарское” любовь, военные подвиги у имени личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и характеры в свое время. В то же время в них уже заметный интерес к отдельному человеческому лицу. Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях “Круглого стола”, о легендарном короле бриттов Артура, рыцаря Ланселота, Тристана и Изольду. Во многом благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живое романтический образ благородного средневекового рыцаря.

4. Народная крестьянская культура. Городская культурабильшисть население средневековой Европы составляли крестьяне. Как соотносились между собой церковная, рыцарская культура и культура народных масс? На этот вопрос тяжело ответить однозначно. Так, культуру феодалов буквально пронизывает презрение к “мужикив”, в то же время руками последних создаются и украшаются феодальные замки, храмы и монастыри. Еще из варварских времен сохраняются и развиваются народные устные эпические произведения - “Песня о Нибелунгив”, “Песня о Роланде” - но записывают и обрабатывают их уже просвещенные люди. Среди крестьян, особенно с установлением крепостного гнета, постоянно живое ненависть к угнетателям-землевладельцам, и в тот же время пользуется уважением фигура рыцаря - защитника христианства. В народной среде происходит формирование национальных языков, позднее они вытесняют латынь из профессиональной литературы. Подобными контрастами богатые средние возрасты.

Крестьянское мировосприятие, безусловно, формировалось на основе христианского мировоззрения, но при этом религиозные чувства простых людей значительно отличались от канонов официального богословия. Особое сочувствие вызвали страдание Христоса, в них видели отголоски собственной судьбы. Любимым, чтимым становится образ Богоматери, ее считали защитницей и заместительницей. Даже недовольство крестьян своим положением, борьба против гнета осмысливались в христианских образах. Возникали так называемые “народные ереси” (ересь - религиозное учение, которое отвергается от официального, церковного). Против таких движений церковь боролась очень жестоко. Одним из средств борьбы становится инквизиция. Возникнув в XII ст. как форма церковного суда, она превратилась в большую организацию и была подчинена лично Папе римскому.

Народная крестьянская культура послужила одним из важнейших источников прогресса средневековой культуры, который начался в XI ст. и выразился в формировании городской культуры. В XI ст. в Европе происходит быстрый рост городов. Их население состояло из наиболее решительных и мятежных элементов общества: у города бежали крепостные - “воздух города делал свободным”, меняли образ жизни некоторые обедневшие феодалы. Новые виды занятий - торговля, ремесло - требовали активности, осмотрительности, порождали рационалистический подход к жизни. Горожане объединялись у коммуны, которые имели органы самоуправления. Они и возглавляли борьбу за освобождение от феодала или монастыря, на землях которых стоял город. Эта борьба нуждалась в героических усилиях и заняла немалый исторический период, но в результате увенчалась успехом. Города стали опорой королевской власти в ходе образования централизованных национальных государств (за исключением Италии, где преобладали города-государства).

Важным элементом подъема культуры в XI-XIII ст. было расширение образованности, выход ее за границы исключительно духовенства. Организация городской жизни диктовала потребность в грамотных людях. Увеличивается количество школ, появляются городские, епископальные, а также частные школы. Постепенно возникает их специализация. Например, в Болоньи были юридические школы, в Солерно - медицинские, признанным центром философии считался Париж.

Качественно новый этап в развитии системы образования - возникновение высших учебных заведений. В XII-XIII ст. возникают университеты (от латинского “универсум”- всеобщность, совокупность). Первые из них появились в Италии. Во многом типичная организация Парижского университета. Он получил королевскую грамоту в 1200 г. К его составу входили преподаватели, ученике, а также книготорговцы, посильные, аптекаре, даже кабатчики. Преподаватели объединялись в особые организации - факультеты (от латинского “способность”, т.е. способность излагать какой-нибудь предмет). В Парижском университете их было четыре: один “младший”, на котором учили чтению, письму и изучали “семь свободных искусств”, и три “старших” - медицинский, юридический и богословский. Преподаватели выбирали главу факультета - декана (от латинского - десятник). Ученики - студенты (от латинского “студере” - старательно учиться) - слушали и записывали лекции, принимали участие в диспутах. На XV ст. в Европе было уже 60 университетив.

Оживление интеллектуальной жизни в XI-ХIII ст. проявилось в развертывании философских дискуссий. Хотя господствующей был тезис “философия - служанка богослов”я”, но надо учитывать, что для людей той эпохи она несла другое значение, чем для нас. Ведь только в Бог видели высшее значение всего земного. В сравнении с многовековым отсутствием философской мысли это был безусловный шаг вперед. Средневековая философия получила обобщенное определение - схоластика (от латинского “школа”). В схоластике составляются и борются несколько направлений. Одной из первых была дискуссия между номиналистами и реалистами. Номиналисты считали, что на самом деле существуют лишь единичные вещи, доступные ощущения, а общие понятия - “универсалий” - только их обозначение. Реалисты отстаивали обратное. Наиболее известным представителем официальной церковной схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Он существенным образом развил католическое богословие, выработал общие принципы его отношения к природе и общества, которые фактически сохранились к сегодняшнему дню. При этом он, в частности, активно использовал наследство Аристотеля. Учение Фомы Аквинского охватило буквально все стороны жизни. Высказывал он и экономические идеи, например, об “умной цене”, которая должна отвечать количеству затраченной работы.

Все чаще звучали “свободные мысли”, чтобы их отстаивать требовалась нужна личное мужество. Тезису Августина, которая властвовала возрастами, “верую, чтобы понимать” Пьер Абеляр (1079-1142) противопоставил тезис “понимаю, чтобы верить”, утверждая приоритет ума. Его учение было объявлено ересью. Профессор Оксфордського университета, францисканський монах Роджер Бекон (1214-1494), отстаивал важность опыта для получения знаний: “Умение вести опыты стоит выше за все знания и искусства”. За вольнодумство он был отдан церковному суду и провел в заключении 14 рокив.

Из литературных жанров с городской культурой связанный расцвет латиномовной литературы. Ее яркое явление - лирика вагантив (так называли странствующих бедных студентов, школьников), она отличалась вольнодумством, презрением к любым, в том числе церковных, авторитетов. Популярными были произведения сатирических жанров народными языками.

5. Художественные стили в западноевропейском средневековом искусстве

Искусство раннего средневековья несет отражение перехода, в нем смешанные языческие и христианские мотивы. С потерей античных достижений основным стало декоративно-прикладное искусство.

О формировании определенного художественного стиля можно говорить приблизительно с Х ст. Уже четко прослеживается особенность средневекового искусства - ведущая роль в нем принадлежит архитектуре. Именно она отображает основные эстетичные идеи, диктует характерные особенности живописи, скульптуры, является основой синтеза мистецтв.

Стиль западноевропейского искусства Х - XII ст. получил название “романский”. Он возник в монументальной каменной архитектуре, а в то время все каменные сооружения назывались римскими (Roma - Рифм), в отличие от варварских - деревянных. На формирование нового стиля повлияли и уровень строительной техники того времени (значительный практический опыт был накоплен, но сложные инженерные приемы не использовались), и реалии политической жизни (ведущая роль церкви, укрепление земельных владений феодалов, беспрерывные войны).

Наиболее характерными для романского искусства типами сооружений является замок (укрепленное жилье феодала) и храм, который внешним видом также напоминает крепость. Основой планирования романского храма постоянная римская базилика - большое прямоугольное помещение, разделенное поперечными перегородками на несколько залов - нефов. Стены были массивными, трудными, узкие окна располагались высоко над землей. Крыши сначала сооружали из дерева, но частые пожары принудили перейти к строительству каменных сводов. Перекрывать большие площади не умели, поэтому сводили дополнительные опорные столбы. Характерная деталь - во внешнем виде здания четко прослеживается ее конструкция и внутреннее строение. Помещение украшали скульптурой и фресками. Для романской живописи характерные очень яркие, контрастные цвета. В Европе в XI ст. наибольшей считалась церковь Клюнийського аббатства - резиденция ордена бенедиктинцив на юге Франции. К нашим дням она не сохранилась, поскольку была разрушена в наполеоновские времена, когда романские сооружения абсолютно не ценились.

По всей Европе живому отголоском средневековья остаются рыцарские замки, от одних сохранились только живописные руины, но немало выстояло и осталось почти нетронутыми. Сначала замок представлял собой деревянную башню (донжон), разделенную на несколько этажей-ярусов, окруженную валом, изгородью и рвом. Выбирали неприступное, господствующее над окружающим ландшафтом место - гору, край обрыва, остров. Когда перешли к каменному строительству, замки постепенно превратились в сложные оборонительные комплексы. Главный принцип их строения состоял в создании последовательных препятствий для нападникив. Через ров, часто заполненный водой, в замок можно было попасть только через подъемный мост. Главное укрепление представляло собой несколько рядов зубчатых мурив с башнями. Обязательно внутри замка был колодец или создавался большой запас воды на случай осады. На отдельном дворе строили дом для владельца, церковь, хозяйственные помещения.

В XII-XV ст. рост городов, комплекс новых явлений духовной жизни, бытового уклада, технический прогресс привели в художественной сфере к возникновению нового стиля - готики. Готический стиль формируется, как и романский, в архитектуре. Термин“готика” ввели в эпоху Возрождения, выражая свое отношение к варварской, как тогда считали, архитектуры средних возрастов (готы - название одного из варварских племен). Наиболее яркие готические памятники - городские сооружения: ратуши и, главное, соборы. В ратуше концентрировалась деловая, практическая часть управления городом. Сердечником же всей общественной жизни, безусловно, был собор. Кроме основного назначения - проведение богослужения - здесь читались лекции, проходили мистерии - театрализованные спектакли на библейские сюжеты, укладывались наиболее важные договоры. Соборы строились на заказ городских коммун, которые, как правило, не жалели на их сведение денег, поскольку собор был своего рода символом, по нему судили, какой город. Собор временами бывал таким большим, что его не могло заполнить и все население города. Готический собор Парижской Богоматери властвует даже над современной столицей Франции, превосходя величием все построенное позднее. Строительство могло длиться десятилетиями, а то и веками. Наиболее знаменитый довгобуд - Кельнский собор, который заложили в XIИ ст. , а заканчивали за старинными черчениями уже в XIX ст.

Главная зрительная особенность готической архитектуры - направленность здания вверх. Готические соборы оставляют ощущение легкости, надхмарности при своей головокружительной высоте. Как достигается подобный эффект? Основной технический прием готики - стрельчатое перекрытия. В романских зданиях каменный свод крыши был полукруглому и опиралось на стены. Чтобы выдержать нагрузку, стены должны были быть массивными. В готическом проекте конструируется своего рода сложный каркас с опорой прямо на фундамент. Таким образом, появляется возможность сделать стены легкими, насытить разнообразнейший украшениями. В готических соборах есть множество окон со сложными рамами, огромные витражи, галереи, переходы, башни, скульптуры. За внешним видом абсолютно невозможно понять, какое внутреннее строение помещения. Каждый из фасадов непохожий на другие. Например, за фотографиями собора Парижской Богоматери, выполненными из разных сторон, можно и не догадаться, что это одна и та же здание.

Каждый из соборов посвящался определенной основной теме: Парижский - Богоматери, Шартрський - истории французского королевского дома. Украшения соборов - рельефы, скульптуры, фрески, витраже - настоящая энциклопедия средневекового мировоззрения и средневековой жизни. Например, Шартрський собор украшают 9 тысяч скульптур. Взбалмошно переплетаются здесь библейские сюжеты, античные образы, бытовые сцены, языческие мотивы, фантастические фигуры. Можно встретить своеобразные карикатуры в камне (один из рельефов собора в Парми изображает осла в одежде монаха, который читает проповедь волкам). Случались совсем неожиданные решения. На башнях собора в городе Лане стоят большие статуи быков - так горожане увековечили работу животных по перевозке каменьев на строительстве. Виктор Гюго писал: “Книга архитектуры не принадлежала больше духовенству, религии, Риму, но - воображению, поэзии, народа. . . В эту эпоху существует для мысли, выраженной в камне, привилегия, совсем подобный нашей свободе печати: это свобода архитектуры”.

6. Византийская культура

Неотъемлемой частью европейского средневековья есть история Византии - тысячелетней империи, единого государства, которое просуществовало все средние возрасты - с IV по XV ст. В то же время ее культура имела значительные особенности в сравнении с западноевропейской. Если в раннее средневековье Запад приходит в упадок, то бывшая Восточная Римская империя продолжает процветать (название “Византия” сложилась от первой, греческой, названия столицы - Византий, переименованной позднее на Константинополь). Культура Византии, которая была прямой наследницей Старинной Греции и Риму, вобрала у себя многое и из культур восточных народов, которые ее населяли.

Западную Европу и Византию объединяет прежде всего общность религии. Раскол церкви не затронул основу христианства, хотя есть некоторые отличия: богословские - католическая церковь придерживается догмату о том, что Святой Дух сходит от Отца и от Сына, а православная - только от Бога-отца; православие возражает веру в чистилище и инш. ; культу - католицизм запрещал перевод Библии, богослужения велось латынью, обет безбрачия давали все священники, а в православии использовались национальные языки, священники имели семью. В отличие от Риму, православной церкви никогда не принадлежала политическая власть. Патриарх константинопольский по отношению к императору занимал подчиненное положение. Вообще же в Византии, как и в Западной Европе, христианство приобрело всеобъемлющий характер: стало и философией, и основой искусства, и моральной доктриной. Самобытная культурная традиция Византии стала итогом сложного взаимодействия античных традиций и христианства. Их соотношения оказывалось по-разному, на тому или другому этапе одна из сторон выдвигалась на первый план, или наоборот - подавлялась. Эти процессы, которые проходили во всех, без исключения, сферах культуры, составили принципиальную линию развития византийской культуры. Так, в философии ни одно из греческих учений не было утраченное, они изучались, комментировались, в отличие от Западной Европы, где было канонизировано учение Аристотеля. В ХI ст. выдающийся ученый Михаил Пселл даже использовал учение Платона для обоснования права подвергать критике некоторые церковные авторитеты. Потом верх берет догматика, даже мистика, а в последнее столетие существования Византии снова возрастает популярность античных мислителив.

В Византии сохранились центры античной науки и образования, хотя очень мучительно обозначилась потеря наибольшей Александрийськой библиотеки, которая погибла в огне пожара в начале V ст. В Константинополе уже в IХ ст. создается Магнаврська высшая школа с преподаванием богословия и светских наук, а в ХI ст. - университет с философским и юридическим факультетами. Сохранялись античные системы представлений в астрономии, медицине, химии, хотя они все время подвергались критике. Об успехах химии говорят технология изготовления смальты для мозаик, изобретение знаменитого “греческого огня” - зажигательной смеси, которую нельзя погасить водой.

Богатая и византийская историография. Историки жили и работали, как правило, при дворе императора, и их творчество должна была отвечать государственным интересам. Император Константин Багрянородний сам был автором нескольких книг. Очень интересная личность историка Прокопия Кесарийського. Он жил во времена максимального политического могущества Византии, когда правил император Юстиниан (VI ст. ). В официальном произведении “История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами” Прокопий восхваляет императора, детально описывает его победы. В своих же мемуарах, за которыми закрепилось название “Тайная история”, он высказывает абсолютно другие взгляды, считает Юстиниана выскочкой (Юстиниан походил из крестьянской семьи из Македонии и унаследовал престол от своего дяди, сведенного на престол солдатами), остро подвергает критике его. Благодаря тесным контактам Византии со славянскими племенами, потом с Киевской Русью произведения византийских историков является ценнейшим источником из отечественной истории.

В византийской архитектуре нашли свое применение и развитие художественные и технические идеи античности. Византийские архитекторы в поисках новых форм храма решили сложное творческая и инженерная задачи - объединили прямоугольную в плане базилику и центричний храм. Следствием этих поисков стало величайшее произведение византийской архитектуры - храм Св. Софии (София - символ божественной мудрости) в Константинополе, построенный всего за пять лет по приказу Юстиниана. Редкий для средневековья случай, когда нам известные имена архитекторов - Анфимий с Трал и Исидор с Милета. В плане храм представляет прямоугольник, его центральная часть перекрыта куполом, к которому примыкают еще два полукупола. Главным же в задумчивости была организация внутреннего пространства храма. Чрезвычайно богатый интерьер собора. Возле основы купола по кругу расположены сороки окон, так что для тех людей, которые находятся внизу, часть стены между окнами не видно, и купол, кажется, летит в воздухе. Позднее сложится крестово-купольное планирование храмив.

В отличие от архитектуры в византийском изобразительном искусстве судьба античного наследства была другой. Эллинистическое начало ярко проявлялось в ранних фресках и мозаиках - жанровые сцены, реалистическое изображение людей, правильные пропорции. Одной из вершин есть мозаики храма Св. Софии. В дальнейшем оформляется так называемый византийский канон, который предусматривает плоскостное изображение, регламентированные религиозные сюжеты. Суровая система существует и для размещения сюжетов монументальной живописи в храмах. Библейская тематика становится превосходящей. Возникает особый жанр живописи - иконопись (от греческого “икона” - картина), в которой все каноны придерживаются очень сурово. В нашей национальной истории особая роль принадлежит привезенной к Киеву в ХII ст. византийской иконе, которая позднее получила название “Владимирская Богоматерь”.

К большим художественным высотам поднялось в Византии искусство оформления книги. На книжную живопись вся суровость канона не распространялась. Этим объясняется больший реализм и выразительность книжных миниатюр, которые выполнялись с большим живописным мастерством и тонкостями (слово “миниатюра” происходит от названия красной краски - “миниум”). Художники разрабатывали не только сюжеты композиций, но и систему взаимосвязи текста и миниатюр, их расположение, добиваясь художественного единства. Трудным для изобразительного искусства оказался так называемый “иконоборчий” период (VIII ст. ), когда императоры в борьбе против политического влияния церкви запретили почитание икон, а также любых изображений Христоса и святых. Украшать церкви разрешалось только декоративным орнаментом. В начале IХ ст. запрета были отмененные, но до этого времени не только много икон, но и мозаик, фресок в Константинополе было уничтожено.

Византийская культурная традиция оказалась более сильной от самого государства. После преобразования Константинополя в столицу Османской турецкой империи она набрала дальнейшего развития у народов Восточной Европы, в том числе украинского, где распространилась вместе с християнством.

* * *

Из приведенной общей характеристики средневековой европейской культуры видно, что она не является “неудачей”, “перерывом” в истории мировой культуры, а представляет неотъемлемый этап ее формирования и развития. Безусловно, культура в эпоху раннего средневековья пережила найскладниший застойный период, когда единым государством, которое сохранило античную традицию, была Византия, в Западной же Европе утерянным оказался уровень, уже достигнутый в Старинной Греции и Риме, сузилось к минимуму круг просвещенных людей, практически не развивались естественные науки, философия потеряла самостоятельность, прекратилось монументальное строительство. Однако работой и талантом многих народов, которые вошли в орбиту культурного развития и создали основы национальных культур современных европейских государств, кризис постепенно был преодолен. С XI ст. начали нагромождаться прогрессивные изменения. Городская культура, развивая традиции средневековой, в тот же время уже содержала качественно новые элементы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. - Г. : Госполитиздат, 1953. -758с.

2. Античная Греция. - В 2-х тт. - М. : Наука, 1983.

3. Асеев Ю. С. Источника. Искусство Киевской Движении - К. :Искусство, 1979. - 216 с.

3. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - Г. : Мысль, 1987. -348 с.

4. Беличко Ю. В. Украинское советское искусство периода гражданской войны. - К. :Мистецгво, 1982. - 183 с.

5. Билецький П. О. Украинское искусство второй половины ХVII-ХVIII столетие. - К. :Искусство, 1981. - 159 с.

6. Богомолов А. С. Античная философия. - Г. : изд-во МГУ, 1985 -368 с.

7. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - Г. : Высшая школа, 1988. - 496 с.

8. Воропай О. Обычаи украинского народа. - К. :Оберег, 1993. - 590 с.

9. Горфункель А. X. , Философия эпохи Возрождения. - Г. : Высшая школа, 1990. - 368 с.

10. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - Г. : Юрайт, 1998. - 669с.

11. Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа. - К. :Лыбидь, 1991. -398 с.

12. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - Г. : Искусство, 1984. -350 с.

13. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - Г. : Искусство, 1990. -319 с.

14. История Древнего мира. В 3-х тт. - М. : Наука, 1983.

15. История искусства зарубежных стран. - Г. : Искусство, 1980. - 384 с.

16. История средних веков. - В 2-х тт. / Под ред. Сказкина С. Д. - М. : Высшая школа, 1977.

17. История Франции. - В 3-х тт. - Т. I. - М. : Наука, 1972. -360 с.

18. История мировой культуры. - Лыбедь, 1994. -320 с.

19. История украинской литературы XX ст. - В двух книгах. /за ред. В. Г. Дончика. - К. Либщь, 1994.

20. История украинской культуры /За загал. ред. Г. Крип'якевича. - К. :Лыбедь, 1994. - 656 с.

21. Ковальчук О. В. Украинское народоведение. - К. :Образование, 1992. - испр. и перераб. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 704с.

40. Энциклопедия для детей. - Т. 6. - Религии мира. 4.2. 3-- е изд. , испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 688с.

41. Энциклопедия для детей. - Т. 7. - Искусство. 4.1 2-- е изд. , испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 688с.





Вернуться назад