Культура эпохи Возрождения и реформации

Главная - Культура - Культура эпохи Возрождения и реформации

1. Предпосылки эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения - период в истории культуры Западной Европы, который начался в Италии в конце XIII ст. , занял в большинстве европейских стран XIV-XVI ст. , а в Испании и Англии длился к началу XVII ст. Термин“Возрождение” первым начал употреблять Джорджо Вазари - итальянский художник XVI ст. , ученик Микеланджело и первый исследователь современного ему искусства, автор книги “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелив и зодчих”. Он хотел подчеркнуть этим названием особый интерес в свое время к античности, восстановлению ее традиций. Среди ученых длятся дискуссии об основных чертах, сферах распространения, периодизацию культуры Возрождение. Среди других обсуждается, в частности, и вопрос о том, есть ли Возрождение сугубо европейским явлением (можно встретить соображение о китайском, японское Возрождение и т.п.).

По своему характеру эпоха Возрождения (или Ренесанс) есть переходной. С ней связанный важный перелом в культурном развитии: конец господства средневековой культуры и начало формирования культуры Нового времени. Известный ученый Б. Р. Виппер так определил суть Возрождения: “Эпоха Возрождения, одна из наиболее интересных и полноценных эпох в истории человечества, это синоним личной свободы, совершенства в искусстве, красоты в жизни, гармонии физических и духовных качеств человека. . . Ренессанс был не стойкой и спокойной, а бушующей и противоречивой эпохой. Ренессанс - это период становления буржуазного общества, период, когда спадают оковы средневекового уклада, но ограничивающие условия капиталистического общества еще не успели оформиться”.

Чему именно Италия стала родиной этой культуры? Какие же предпосылки ее возникновения?

В Италии раньше, чем в других европейских странах, начался процесс разложения феодальных и зарождение новых, буржуазных отношений. Для Италии характерное раннее и очень быстрое развитие городов. Здесь сыграло свою роль удобное географическое положение, которое сделало ее главной торговой посредницей между Востоком и Европой (возникает множество итальянских торговых факторий, в том числе и в Крыму: Кафа - Феодосия, Солдайя - Судак, Балаклава). Концентрация капитала разрешила перейти от торговых операций к кредитным. Италия - родина банковского дела (слово “банк” происходит от итальянского “банка” - лава, - имелась в виду лава меновщиков). Вместе с тем начинается коренной поворот в промышленности - появляются мануфактуры производство. Например, в Флоренции в начале XIV ст. сукнодильчи мануфактуры вырабатывали продукцию, стоимость которой в 3 раза превышала весь городской бюджет, на некоторых предприятиях работало до 100 чоловик.

Составлялась новая социальная структура общества, ломалось средневековое социальное распределение. Важную роль сыграло освобождение крестьян от крепостной зависимости в XIII ст. Крестьяне, получая личную свободу, теряли земельный надел. Быстро шло разложение цехового порядка. Ремесленники, которые разорились, и крестьяне пополняли новый слой - наемных работников, которые испытывали жестокой эксплуатации (рабочий день длился 12-14 часов, за неотработанный аванс хозяин имел право подвергнуть наказанию на заключение).

Богатая верхушка включала разнообразные элементы общества. Характерная особенность ранней буржуазии - сложная экономическая база (торгу, банковские операции, мануфактура, земельная собственность). Старая знать потеряла свое политическое влияние. Во многих итальянских городах установилось республиканское правление. В то же время и экономическую, и политическую жизнь того времени характеризовалось большой нестабильностью: можно было быстро разбогатеть, но так же быстро и лишиться всего (гибель торговых кораблей, неплатеже должников, политические перевороты и т.ин. ). Это порождало особую психологию, когда деньги не накапливались, а тратились безоглядно.

Роскошь новых богатеев обуславливала спрос на архитекторов, художников, поетив. Правители нуждались в секретарях, мастерских дипломатах, юристах. Деловым людям был необходимый штат служащих. В городах рослая потребность во врачах, учителях, нотариусах. Таким образом появляется интелиґенция, которая сыграла ведущую роль в формировании культуры Возрождение. Она, с одной стороны, безусловно, обслуживала господствующий класс, выражала его интересы. Но в тот же время пополнялась выходцами из разных состояний общества, была связана с традициями народной культуры.

2. Гуманизм как идеология Возрождения

Новая эпоха принесла новое мировоззрение. Идейное содержание культуры Возрождение, который отобразился в научных, литературных, художественных, философских произведениях, составил гуманистическое мировоззрение. Гуманизм такой своеобразной культурной эпохи, как Возрождение, имел целый ряд особенностей.

Важную роль в формировании ренессансного гуманизма сыграла античная традиция, преклонение перед достижениями древних греков и римлянинов. Гуманисты не просто очень много делали для сохранности, изучение древних рукописей, памятников искусства, они считали себя прямыми наследниками античной культуры из нее абсолютно другим, чем христианское, отношением к жизни. Основным признаком культуры Возрождение, в противоположность церковно-феодальной культуре, есть ее светский характер. Люди Возрождения подвергали критике систему феодального мировоззрения, им были чужие его идеалы и догмы (идея “греховности” человека, ее тела, страстей и стремлений). Систему новых взглядов определяют как антропоцентризм (“антропос” греческой - человек). Человек, а не божество стоит в центре мировоззрения гуманистов. Идеал гуманистической культуры - всесторонне развитая человеческая личность, способна наслаждаться природой, любовью, искусством, достижениями человеческой мысли, общением с друзьями. Один из итальянских гуманистов того времени Пика делла Мирандолла вслед за античным автором выкрикивал: “Большое чудо есть человек!”. В своем трактате “О достоинстве человека” он писал: “Бог создал человека, чтобы она познавала законы Вселенной, любила его красоту, испытывала удивление его величию. . . Человек может растить, совершенствоваться свободно. В ней находятся начала разнообразнейший жизни”.