Украинское Бароко


В конце XVI ст. в Италии, в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры, на смену стиля Возрождение пришел стиль бароко.

В XVII ст. стиль бароко распространился в большинстве европейских стран. Причем одни художники подражали Итальянским первоисточникам, другим - восприняли только те особенности стиля, которые более всего отвечали вкусу и художественным традициям их родной страны. Так, в Франции в XVII ст. бароко находит выражение лишь в некоторых архитектурных элементах церквей и в Интерьерах домов при потому, что основным стилевым направлением Франции XVIIст. был класицизм.

Стиль бароко был противоречивым и неоднозначным: в разных странах он ярко выражал Идею дворянской культуры времен расцвета абсолютизма (борьбы за национальное единство) и отбивал вкусы бюргерства.

В сравнении с ренессанс в бароко классическ форм будто превраща_, они приобретать друг характер и друг композиционн видени. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничнисть, живописность изменяет ренессансную графичнисть, пластика, которая стала основному средством художественной выразительности, создает неспокойную игру светотени, в планах и формах властвуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций изменяется бушующей динамикой форм, группируются колоны и пилястры (прямоугольные выступления в стене в виде вправленных в них колон), фасады и интерьеры домов дополняются скульптурами, в интерьерах домов густо используются позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, которые иллюзорно изображают небо с ангелами, которые летят по нему, и т.п..

Преимущества стиля проявились в исключительно сильных за художественной выразительностью принципах создания архитектурных ансамблей и странном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное в нем - поразить воображение человека необычностью, богатством, роскошью и повлиять на ее чувство.

В Украине бароко приобрело своеобразные особенности, в частности, в этот стиль были привнесены традиции народного искусства. Наиболее ярко этот самобытный стиль проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины, воссоединенных с Россией (1648-1654 pp. ).

На западных землях Украины, которые остались под властью польских магнатов, архитектура развивалась в другом направлении. Здесь были заказчики с другими вкусами и требованиями, другими были и архитекторы (чаще иностранце), другими были традиционные приемы строительства и строительные материалы, и вдобавок на тот момент усиливалась политика католической экспансии. Именно этой политикой объясняется строительство большого количества католических монастырей в Галиции, на Подолье и Правобережье, на Волыни.

Одной из первых зданий, которые полностью отвечали заимствованному архитектурному стилю, был иезуитский костел Петра и Павла в Льве, построенный в 1610-1630 pp. итальянским зодчим Джакомо Бриано. Костел был построен в виде удлиненного прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри (базилика), с типичным для средневековой архитектуры, высоко поднятым центральным нефом (колоннадой или аркадой) и внешними пидборними арками над боковыми нефами, т.е. чертами, которые достигают готической архитектуры. Здание костела почти полностью копирует римскую церковь капитула езуйтив Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей стиля бароко Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится примером для многочисленных католических церквей во многих странах. В Льве по его образцу, но с несколькими незначительными отличиями, строятся костел Сретения (1642-1644 pp. , архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костел в Рудках (1728 p. ).

Черты бароко привносились в дворцу, замки и другие здания.

После воссоединения Украины с Россией начался новый этап в истории украинской архитектуры. На воссоединенных землях активно сводились города, развивались ремесла, торговля, формировался новый уклад жизни. Из Правобережной Украины, Которая осталась под властью Польши, на Левобережные земли потянулись целыми селами и городами переселенцы. Западные центры украинской культуры - Львов, Луцк, Острог постепенно теряют свое значение, уступая местом Киеву, Чернигову, Переяславу, Полтаве и нововыстроенным городам - Харькову и Сумам.

Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшини - теперь они становятся основными заказчиками. Если раньше каменные дома были одиночными, то теперь их сводят массово.

В XVII ст. в России строительство было централизовано, им управлял Приказ каменных дел. К обязанностям этой организации входила подготовка квалифицированных мастеров, их работа у заказчиков, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли. Но в связи с тем что объем строительства был очень большой, рядом с основной массой местных строителей работали русские мастера и даже ведущие архитекторы России. Вполне естественно, что приезжие мастера использовали в работе новые приемы строительной техники и формы, характерные для русской архитектуры того времени. Несмотря на те что приезжие мастера вкладывали в строительство свою индивидуальность, усе-таки стиль, который сформировался на Украине во второй половине XVII ст. , имел свои особенности, стойкую общность конструктивных и художественных черт, которое дало полное основание назвать его украинским бароко. Одной из причин, которая оказывала содействие развитию нового архитектурного стиля, стало то, что украинский народ разрушил практически все католические здания и дворцы ненавистных ему польских магнатов. Поэтому становится целиком понятным, чему новые здания не должны были повторять или напоминать католическое бароко. В связи с этим украинское бароко быстро выработало свои стилевые особенности, включая у себя некоторые черты русской архитектуры, которые выразились в характере декора.





Вернуться назад