Постмодернистское понимание культуры

Главная - Культура - Постмодернистское понимание культуры

Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post - «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, которые особенно четко обозначились в 1960-и года и которые характеризуются радикальным просмотром позиции модернизма и авангарда.

Цель и целые.

Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами реального жизненного процесса. Последний здесь обычно лишь критически корректируется, а не превращается целиком в что-то новое и невиданное. (Нередко данное понятие применяется расширено, называя «постмодернистской» все последние десятилетия ХХ столетие в целом, с их новый, т.е. компьютерной, научно-технической революцией, распадом социалистической системы и т.д. ).

В своем принципиальном антиутопизме постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религиозной ли политикой (не отказываясь, однако, от разнообразных видов художественного экспресс-анализа всех этих сфер культуры). Восстановление чистоты и автономии творчества спричиняе усиление его независимой, по-своему «постидеологичной» (т.е. свободной) социально чувствительности.

Рубежи и течения.

Отдельные предвестия постмодернизма не раз возникали в среде бывшего авангарда (например в дадайзми), но первым этапным стилистическим рубежом появился постмодернизм в архитектуре (который противопоставил чистому функционализму разнообразные иронические диалоги с традицией), а также поп-арт. Здесь, а также, чуть позже, в видео искусстве и фото реализме были снятые все остатки бывших эстетичных табу, все размежевания между «высоким и низким», привычно прекрасным и привычно безобразным. Старые средства выражения (т.е. традиционные виды живописи, графики, лепка и т.д. ) вошли в беспрецедентно плотное общение с новыми техническими средствами творчества (кроме фотографии и кинематографа, видеозапись, электронные звуко-, и свет- и цветотехника), проявив прежде всего в поп-арте и кинетизми. Этот электронно-эстетичный синтез досяг особых сложности в «виртуальных образах» компьютерных устройств последнего поколения.

Искусство хеппенинга обновило взаимосвязь изобразительных искусств с театром. В конце концов, концептуальное искусство как важнейший рядом с поп-артом этап постмодерна, став творчеством «чистых» идей, открыло новые возможности диалога зрительных и словесных форм художественной культуры. В отношении к стилям прошлого установилась принципиально полистилистическая или исторически-многомерная позиция: архаическая древность и суперсовременность, сосуществуют здесь непринужденно, например, позори_-ток в архитектуре и дизайне соседствует с нарочито «варварской» или «первоначальной» живописью «новых диких».

Массовая культура. Философия.

В отличие от бывшего непринятия или практики случайных контактов с массовой культурой искусство поставангарда активно вступает у нее, иронически ее переосмысливая и давая ей опережающие задачи в сфере моды, музыки, танца, рекламы. Так составляется единая, пульсирующая художественная среда, где бывшие понятия «элитарного» и «массового» теряют всякое содержание. Новации постмодернизма отмеченные сильным влиянием философии структурализма и «новой критики» (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, философское наследство М. М. Бахтина и др. ); критическое умозрение становится теперь едва ли не самой влиятельной формой литературного письма.

Вступление

Постмодернистскую культуру часто характеризуют как явление, пронизанное расположениями духа «конца истории», когда уже все сказано, нет подпочвы для возникновения новых, оригинальных идей, властвует компилятивная эстетика художественного арьергарда. Однако вагомишою, переконливишою есть концепция постмодернизма как культуры нового художественного содержания (Д. Барт), а совсем не упадка, вичерпности.

Указанные концептуальные расхождения, другие расхождения в толковании постмодернизма свидетельствуют прежде всего о недостаточном изучении этого явления, его неоднозначность, отсутствие упроченных подходов. Даже относительно того, считать найхарактернишими признаками постмодернизма, существует очень широкий спектр думок.

Фазы постмодернизма