Искусство и наука ХХ ст

Главная - Культура - Искусство и наука ХХ ст

Найвидчутнише кубизм повлиял на радикальные круги модернистов которые считали себя передовым загоном. авангардом нового искусства (отсюда -"авангардизм"). Авангардисты стремились полностью отказаться от существующих художественных традиций и норм и превратить новизну виразових средств насамоциль. Среди ранних авангардистов, на которые повлиял кубизм, были итальянские футуристы (от лат. - будущее). Об образовании футуризма заявил в 1909 г. итальянский писатель Филиппо Маринетти (1876-1944 гг. ), делая ударение на законченные искусства прошлого и рождении футуризма как искусства будущего. Отбрасывая традиционную культуру и ее ценности, футуристы противопоставили ей культ техники и индустриальных городов (урбанизм). Современный человека, - считал Маринетти, - действие мотору волнует больше, а чем улыбка женщины или слеза ребенка. Единомышленниками Ф. Маринетти были художники У. Боччоки, Н. Карра, Л. Гуссоло, Дж. Балла, Дж. Соверене, их произведения предста собой комбинацию плоскостей и линий, дисгармонию цвета и формы. Не случайно, что в отличие от других европейских авангардистов, футуристы не ограничились чистой эстетикой, а стали на путь политики, консолидируясь с наиболее радикальными движениями, в частности с итальянскими фашистами.

В послевоенные пор возникают новые формы модернизма, которые в отличие от довоенных уже тяготеют к активному влиянию на мир, к вмешательству в духовную, а иногда и в общественную сферу человеческого бытия. В частности, активную антиэстетичность содержал в себе дадайзм, который родился еще в первую мировую войну в нейтральной Швейцарии, где судьба свела художников и поетив из враждующих стран Европы. Их объединяла ненависть к войне, к обществу , которое паразитирует на кровавой разные. Своим врагом они считали любые авторитет или традицию и наконец самое искусство. Дадайсти не имели определенной художественной программы и занимались творчеством для того, чтобы довести, что творчество тоже ничто. Бессмысленные сть окружающей действительности и любых проявлений человеческого творчества подчеркивалась даже сроком "дадайзм". "Дада" по-румунськи означает "так, так", по-французски хоби (конек). Насмехаясь над действительностью, дадайсти вместо музыкальных концертов ошеломляли публику "брюйтизмом" (от франц. - шум): били у сковородки и кастрюли. Вместо поэзии в общепринятом понимании они предлагали слушателям наборы случайных слов и бессмысленные звукосочетание или читали одновременно стихи разных поэтов. Вместо живописи или скульптуры демонстрировали на выставках утюг с припаянными шипами (М. Рей) или ночной горшок и писсуар (М. Дюшан). Отвращение к существующему образу жизни и по вязанной с ним культуры у дадайстив набрала формы культуры-анта-культуры. Дадайзм распался в первой 20-половине х лет, тем не менее своей антихудожественной практикой, активным насаждением культа абсурдов-вин всколыхнул всю Европу и во многом определил заведомо дальнейшую эволюцию модернизма.

Расположения духа, которые были побудительным мотивом возникновения дадайзму, оказывали содействие появлению сюрреализма (франц. - надреализм) - течения, которое занимает одно из найпомитниших мест в сложной культурной палитриXX ст. Первое ядро сюрреалистов образовывали молодежи парижские поэты и писатели - Андре Бретон, Луй Арагон, Поль Елюар, Жак Превер, и др. , которые группировались вокруг журнала "Литература", что начал выходить с 1919 г. Позднее у группировку влились художники М. Ернст, А. Массон, М. Дюшан, С. Дальше и др. Творческая и. теоретическая платформа сюрреализма впервые была определена в 1924 г. Как вытекало с содержания первого и следующих манифестов и деклараций нового течения, ее представители решили заменить реальный, наглядный мир мистическим свитом подсознательного. Сновидение, галюцинации и сумасшествия признавались единым источником вдохновения. Расцвет сюрреализма приходится на 1924-1938 гг. Ярчайший представителем сюрреализма по правую считается известный испанский художник Сальвадор Дальше. Его картины представляют собой иррациональные комбинации сугубо реальных предметов, которые имеют натуральный вид, или парадоксальным способом деформированные. Это может быть человеческая фигура с картотечными ящиками в животе ("Антропоморфный шкаф", 1936 г. ), часы^-салфетка, которая свисает со стола ("Сохранение памяти", 1931 г. ), слоны надовгих паучьих ножках ("Соблазн Св. Антония", 1946 г. ) и т.п..

Наиболее крайняя школа модернизма - абстракционизм сложилась как направление в 10-х годах нашего столетия. Его основоположниками были художник Пот Мондриан (родом из Голландии), Василий Кандинський (родом москвич) и Казимир Малевич (из Украины). Теоретики абстракционизма выводят это направление от Сезанна и кубизма. Французский критик и художник М. Сефор дал такое определение этому течению: "Я называю абстрактным любое искусство, которое не содержит ни одного напоминания, ни одного отзвука действительности, без разности, была или не была эта деятельность исходной точкой для художника". Сефор так и называл абстракционизм - "беспредметным" мистецтвом.

К. В. Кандинський создал около ста преимущественно абстрактных полотен. Он объяснял свою художественную манеру тем, что "когда религия, наука и мораль раскладываются, когда внешние сопротивления могут разрушиться, тогда человек обращает взгляд от внешнего мира к духовному, к передаче "чистого", независимого от материи духовной жизни". "Чистые" цвета и линии могут передавать внутреннее "духовное звучание", невыявленные чувства и предчувствия. В книге "Язык формы и цвета" художник объяснил, какой цвет, линия, форма отвечают в его представлении определенным душевным состояниям: желтый - цвет сумасшествия; синий - призыв в бескрайние пространства, пробуждение влечения к чистому; зеленый - символ идеального равновесия; фиолетовый несет в себе что-то мучительно, затихающее и т.д. Линия есть так же символической, как и цвет: горизонтальная - пассивная, женская, вертикальная - активная, мужественная.

Богатое воображение, сильное тонкое чувство колорита в Кандинського разрешили ему создать приятные для глазу, насыщенные, динамические цветные композиции ("Импровизация" 1912 г. ). Художник интересовался проблемами сближения цвета с музыкантом.