Учащаяся молодежь: проблемы самореализации интеллектуального потенциала

Главная - Культура - Учащаяся молодежь: проблемы самореализации интеллектуального потенциала

Украинское общество находится в переходном периоде, который характеризуется существенными трансформационными процессами. При этих условиях особого значения приобретает потребность изучения ризнопланових проблем молодежи, анализ особенностей процессов ее социализации, определение основных тенденций и характерных особенностей формирования и развития новой молодежной генерации украинского общества.

К сожалению, дальнейшее развитие теории и практики социологических исследований в области воспитания и самореализации личности сдерживается, на наш взгляд, отсутствием науково-обгрунтованой концепции становления и развития духовно-творческого потенциала молодежи, а также хаотичным переходом методологий и теорий из других дисциплин, которые часто заимствованы из разных областей научного познания и имеют недостаточный уровень валидности в изучении и анализе неоднозначных проблем украинской молодежи.

С другой стороны, переход технологий изучения и анализа новых парадигм в околицу психолого-педагогических исследований проблем молодежи всегда полезный, вместе с тем не всегда успешный и результативный (1).

Так, общие результаты в создании социологической теории личности, молодежи и других социальных сообществ и структур украинского общества разочаровали многих ученых в правомерности подходов к проблеме (2).

Одна из ошибок - это допущение стабильной характеристики во многих примененных теориях. Ведь большинство теорий традиционно сосредоточило свое внимание на состоянии движения и изменений социальных структур украинского общества (3).

С другой стороны, анализ динамического, постоянно изменяемого процесса, без отладки диагностики “зворотнього зв”язку” между государственными учреждениями и молодежным сообществом также служит доказательством нестабильности и неэффективности социальных программ молодежного направления (4).

Другая ошибка - не срабатывания социологических и психолого-педагогических теорий - состоит в неправильному их применении, без надлежащего научного обгрунтування и экспертизы методологических и методических подходов, этапов, инструментария.

Существенным фактором в реализации эволюционного реформаторства, обеспечение равновесия, стойкого баланса разных политических, этнических, конфессионных, социально-профессиональных та квалификационных сообществ может стать рискованный, нынешний аморфный та незавершенный процесс самоидентификации та политической структуризации молоди як мощного феномена общественной жизнь в Украине (5).

При таких обстоятельствах в общественной жизни может возникать ситуация нарастания социально-психологического потенциала, который имеет тенденцию перехода от цивилизационного движения в стихийный, не прогнозируемый, неадекватный.

На мысль ведущих социологов Украины, добытая политическая свобода, к сожалению, пока что не несет надлежащей ценности для молодые, особенно ученической и студенческой, которая часто проникается обучением, познанием, общением и поисками места будущего трудоустройства. При этих условиях поведение молодой лица определяется кое-где не только рациональными, прагматическими, но и иррациональными, подсознательными факторами (6).

Так, экспертное опрашивание, осуществленное Институтом социальных исследований Национального университета “Острожская Академия” среди родителей молодежи Ровненщины, разрешило получить результаты, которые свидетельствуют о росте социально-психологического напряжения среди учащейся молодежи.

По оценкам родителей, среди учащейся молодежи происходят такие изменения:

№ п/п Социально-психологическое напряжение Проценты

1. Увеличивается равнодушие 35,1

2. Распространяется раздраженность 17,5

3. Возрастает недоверие к родителей 16,6