Происхождение и исторические типы морали


Как западные, так и восточные культуры проходят несколько стадий в своем развитии в рамках традиционного общества, так как все они вопреки отличиям, своеобразности, связанным с религиозно-этническими, экономическими особенностями, имеют довольно ярко выраженные похожие черты, т.е. стиль жизни. Поскольку он задается похожими объективными обстоятельствами, то и поведение людей, их мотивация, обгрунтування намерений также типизируются, независимо от того, на каких началах базируется теория, которая изучает обычаи: объясняет она закономерности экономическим или духовным развитием. Мы видим, как черты, которые определяют человеческую мораль, постепенно оказываются в той или другой форме, все выразительнее обрисовываются и переживают свой кризис, разрушаются, вытесняются на задний план более развитыми формами. Старое, забытое, непонятное новым поколением вдруг возрождается, приобретая совсем нового содержания.

Другими словами, мораль историческая. Она, как чисто человеческая черта, безусловно, непостоянная, как и самый человек. Поэтому, говоря о возникновении морали, необходимо выяснить наиболее общие, принципиальные тенденции, которые развивались на протяжении очень длинной эволюции человечества и вызвали возникновение того, что сейчас мы называем моралью.

§ 1. Предпосылки возникновения морали

Обобщающее определение предпосылок возникновения морали включает, во-первых, формирование у старинного человека абстрактного мышления, способности образовывать общие понятия, определять связи и закономерности, формулировать принципы - насколько это вообще возможно на том уровне. С развитием этой черты человеческого сознания связывают вообще появление идеологии, которая вмещает зародыши многих современных форм сознания: философии, религии, науки, морали, искусства, политики, права и т.п.. Данные о возможном времени возникновения этой синкретической (слитой, нерасчлененной) идеологии разные: первыми признаками владел, наверное, уже неандерталец (200-С тыс. лет тому), а явными, стойкими - кроманьйонець (40-10 тыс. лет тому). Привычки абстрактного мышления разрешали давнему человеку формулировать законы мира, природы и человеческого общества.

Во-вторых, предпосылкой морального сознания можно считать изготовление в начале человеческой истории социального способа передачи информации, социальной наследственности, в отличие от генетической программы поведения - основы способа жизнедеятельности всех животные. Если исходить из того, что человек является какой-то мерой продолжениям некоторых тенденций развития, испытанных природой на животных, можно заметить, что в меру осложнения живого существа в ее жизни увеличивается роль воспитания через общение с себе подобными. Важнейшее это для близких родственников человека - приматов, которые имеют очень сложную систему отношений. С развитием форм жизни возрастает степень индивидуализации отдельного существа и степень ее свободы. Без этих понятий невозможно определить суть морали. Принципиальной характеристикой человеческого существования, в отличие от животного, есть не столько соответствие матрицы - информации о жизнедеятельности, заложенной в каждом организме, сколько развитие образа жизни. Если животные сохраняет свое существование благодаря тому, что знает, как следует действовать, то сущность человеческого бытия - в зминенни. Только человек сомневается в своей сути, сути своего бытия, своем назначении. Поэтому она и определяется как существо преимущественно моральное: постоянное развитие, кроме свободы, нуждается в огромной ответственности за принятие решения и следствия этого выбора.

В конце концов, еще одно обстоятельство: в отличие от биологической программы, мораль гибче реагирует на изменения среды проживания. Человечество переживает значительные изменения в менее короткие сроки сравнительно с природой. Что дальше человек от природы, эти изменения интенсивниш!, поскольку общество само изменяет себя, свой мир и свою деятельность. Безусловно, это также накладывает отпечаток на всю систему культуры, включая мораль. Как и все живое, человечество не очень любит резкие и значительные изменения в условиях существования. Как и все живое, человек защищает своя жизнь и благосостояние. За довольно значительных изменений средств и путей достижения цели со времени своего возникновения к нашим дням назначения морали можно считать сопоставимым с инстинктивной программой всего живого в нашем миру: мораль делает возможным сохранение существования человека.

В особенности деятельности заложенная третья предпосылка возникновения морали: человеческая способность действовать без расчета на немедленный очевидный результат. Животные действует, имея целью то, что существует объективно: плод манго или мышь. Принципиальное отличие человеческой деятельности заключается в том, что ее цель к началу действия идеальная, мысленная. Начало действия и достижение мети могут разделять года, ведь с человеческой терпеливостью не может сравниваться даже кошачья. Человек планирует средства и способ действия и, в конце концов, действует, получает желательное, спивставляе из задуманным и, как правило, бывает разочарованной: мысленное казалось более привлекательным. В этой неудовлетворенности - ручательство человеческого развития и, кроме того, очень важная особенность отношения к миру, на которую опирается также и мораль. Человеческое развитие и, таким образом, человеческая мораль, начинаются из того момента истории, когда общество приобретает возможность поддерживать существование слабых, лишенных способности приносить добычу, и этим кладет начало обособлению идеологии от практической деятельности, сближению связи поколений (накоплению социального опыта, социальной наследственности). Принцип бескорыстного отношения смягчал социальное напряжение, наверное, урятував не одно жизнь в най-жорстокиши времена и воплощенный во многих современных религиозных системах, например, христианском милосердии без ожиданий на вознаграждение, славу, признательность людей.





Вернуться назад