Естетика и искусствоведение. Естетика и этика


Как отмечалось в предыдущих разделах, проблема соотношения эстетики и этики была зафиксирована еще в древнегреческой эстетике введением понятия «калокагатия». В дальнейшие периоды возникали попытки проанализировать проблему соотношения этих двух наук. Так, английские естетики XVIII ст. АНТОНЕ ШЕФТСБЕРИ (1671-1713) и ФРЕНСИС ХАТЧЕСОН (1694-1747) старались четко разделить эстетичные и моральные ценности, ведь к началу XVIII ст. английская эстетика ориентировалась на моральные ценности, а категории этики и естетики, в частности «добро», «зло», «красота», «приподнятое», считали сквозными для обеих наук.

Этика (от грец. еи/ииса - обычай, характер) - наука, которая изучает мораль, нравственность. Как определение специфической сферы исследования, термин«этика» впервые использовал Аристотель.

Специфику взаимодействия этики и естетики, с ударением на проблеме творчества, изучал и немецкий философ ИОГАНН ФИХТЕ (1762- 1814). Он являлся сторонником идеи тождественности эстетики и теории искусства, а специфику искусства обнаруживал через сравнительный анализ: «искусство - наука», «искусство - мораль». Самое искусство, по мнению философа, оказывает содействие становлению целостного человека. Й. Фихте включает этику к структуре философского знания и объединяет нравственность с творческой активностью человека. Это был принципиально новый аспект анализа соотношения «философия - этика - творчество», особенно если учитывать, что Фихте старался дополнить идею И. Канта об «чувствительной» и «моральной» человеке положением о возможности через воспитание поднять чувствительные поезда к уровню обязанности.

Особую роль этика сыграет во время анализа искусства как составной части предмета эстетики. Каждая конкретная эстетичная идея выступает определенной мерой обобщениям развития искусства и эстетичной деятельности вообще и в конкретную историческую эпоху в частности. Исходя из этого, целесообразно нарушить и рассмотреть вопрос профессиональной этики художника, его моральной ответственности за следствия собственного творчества. Это связано с тем, что мораль е чрезвычайно важным элементом человеческой деятельности, самая деятельность людей во всему ее разнообразии и специфичности не может не накладывать отпечаток и на специфику моральной регуляции. Существуют отдельные виды человеческой деятельности, которые выдвигают особенно высокие и даже сверхвысокие моральные требования к лицам, которые этой деятельностью занимаются профессионально.

Профессиональная этика и нормы профессиональных деловых взаимоотношений е традиционной составной частью этической науки, но при этом, как правило, зосереджуеться внимание на профессиях врача, педагога, юриста. Стоит вопрос: любая ли профессия требует специфической профессиональной этики? Относительно профессии художника ответ может быть лишь положительным. Сложный, противоречивый процесс развития искусства в разные исторические периоды, художественное обслуживание художниками реакционных идеологий, участие конкретных художественных направлений в художественному обгрунтуванни насилия, религиозной нетерпимости или моральной вседозволенности остро поднимает проблему профессиональной этики художника.

В профессиональной этике формируется система конкретных моральных норм из сопутствующими им практическими правилами, которые «обслуживают» ту или другую область человеческой деятельности. В каждой из этих областей главным объектом деятельности является человек, который упражнению надеяться на отношение к себе не как к объекту внешнего влияния, а именно как к человеку, т.е. рассчитывает на повагу, понимание, сочувствие и милосердие. Итак, любые проявления: то ли равнодушия художника к художественной аудитории, то ли политической конъюнктуры, то ли сознательное самоспросту-вання собственных произведений - имеют, по крайней мере морально, осуждаться суспильством.

Значительная морально-этическая нагрузка несет в себе и проблема творческого, профессионального образования, воспитание художника, ведь и в прошлые эпохи, и сегодня художники формируются в конкретных творческих мастерских, творческих лабораториях известных мастеров. Каждый ученик, принимая или опровергая художественные принципы учителя, несет в себе прежде всего его творческую модель. Этика взаимоотношений «учитель - ученик» нуждается в изучении, разработке и изготовлении своеобразного «кодекса чести».

§ 17

ЕСТЕТИКА И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Рассматривая место эстетики в структуре мижпредметних связей, особое внимание следует уделить рассмотрению соотношения эстетики и искусствоведения, которое наиполнее способно отразить то значение, которое искусство имеет в духовной жизни общества. Современное искусствоведение акцентирует внимание на исследовании искусства в контексте духовной культуры. Сложная структура искусствоведения характеризуется комплексностью, которая объединяет общее и частичное искусствоведение. Как систему знаний об отдельных видах искусства искусствоведение разделяют на литературоведение, театроведение, киноведение и т.п.. Каждая из этих сфер знания имеет относительно самостоятельный характер, но вместе с тем входит как составная часть к общей структуре. В более общем виде искусствоведение является совокупностью трех частей: истории искусства, теории искусства и художественной критики. Естетика выступает как общая теория искусства, и именно в этом аспекте перекрещиваются интересы эстетики и искусствоведения. Последнее, в свою очередь, теоретически взаимодействует с неискусствоведческими научными дисциплинами, методологические подходы, выводы и наблюдения которых имеют существенное значение для комплексного изучения искусства. В этом смысле особого значения приобретают, например, психология художественного творчества, социология искусства, культурология, семиотика и т.п..





Вернуться назад