Пор культурно-национального вырождения (Хих-початок ХХ ст. )

Главная - Культура - Пор культурно-национального вырождения (Хих-початок ХХ ст. )

1. Богатая украинская культура из второй половины XVIII ст. начала обнаруживать признаки упадка. Это давало себя знать и в бывшей Гетманщине, и в Правобережной Украине, в частности в западных землях. Здесь окончательно победила уния, а с потерей православия этот регион фактически был лишен тех политических и культурных ориентиров, за которые он боролся на протяжении столетий как составная часть одного национального государства. Униатское духовенство, которое противостояло когда-то польско-католической экспансии, деградировало, а новое к тому времени еще не сложилось. Постепенно приходила в упадок и традиционная украинская культура западных городов. Книгопечатанье, которым когда-то гордились Львов, Острог, Перемишль, угасло. Литературный язык едва тлела в цер-ковнослов'янщини. Постепенно в Восточной Украине единым средством литературного общения становится русская, в Западной - польская и латинская, в Закарпатье - латинский и венгерский языки.

Царское правительство, ликвидировав политическую автономию Украины, поставил себе целью полностью нивелировать и украинский народ, влить его в великорусскую нации.

Намерение русского самодержавия ассимилировать Украину осуществлялся в двух направлениях: политическому и идеологическому. Если политический выражался в ликвидации остатков государственности, то идеологическое направление имело три объекта: политический порядок, религию и историю. Надо было убедить свой народ, близких и далеких соседей, который наилучший порядок для Украины - самодержавный, что их национальная идентичность с россиянами подтверждается религиозным единством - православием - и что Украина - это Южная Россия, Малоросия, извечная русская земля, которая не имеет собственной истории, языка, культуры.

Эти идеи были обоснованы в произведениях В. Татищева, М. Ломоносова, а окончательное воплощение нашли в "Истории государства Российского" М. Карамзина.

На имперской триаде "самодержавие, православие, народности" воспитывалось украинское зросийщене дворянство конца XVIII - начала XIX ст.

Заметное влияние на формирование общественно-политических взглядов середины XIX ст. вызвало Кирилло-Мефодиевское общество, провозгласив идею славянской федерации. Общество активизировало заинтересованность общества историей славян, их языками, культурой. Г. Костомаров и его единомышленники считали, что именно родной язык должен стать важным рычагом народного образования.

Прогрессивная западноукраинская интеллигенция идею национального возрождения связывала с просвитою народа на началах языка, литературы, духовного развития.

Провозгласили эту платформу члены кружка, который сложился в Льве на 30-начала х лет и был названный современниками "Русской троицей".

Большим историческим достижением украинской литературы конца XVIII - начала XIX ст. было внедрение в культурную жизнь наций нового украинского литературного языка, основанного на живом языке народа, его фольклоре и определенных "книжных" элементах, унаследованных с прошлого.

Тем не менее как никто другой поднял и расширил национальное самосознание украинского народа Тарас Шевченко. Поэзия большого певца Украины будила национально-патриотичные расположения духа украинской молодежи, до тех пор срусифицированной или спольщеной, инертно-равнодушной к родному языку та культуры.

2. Творчество Т. Г. Шевченко, отголоски идей кириломефодийвцив были главным побудителем, который на 60-начала х лет побуждал целую гроздь одаренных молодых людей из сполонизованих дворянских родин Правобережья возвратить в украинскую национально-культурную среду. Среди выдающихся имен здесь - экономист и публицист Т. Рыльский, историк В. Антонович, языковед К. Михальчук, этнограф Б. Познанський, врач К. Юркевич и др.

Так же поэзия большого Тараса "перевернула сознание" многих молодых галичан. Выданные 1859г. в Лейпцигу некоторые нецензированные стихи Т. Шевченко впервые попали в Галицию и поразили души молодежи, "как что-то совсем новое и неслыханное". Т. Шевченко завершил процесс формирования новейшей украинской духовности. Он определил характер, содержание, проблематику, систему ценностных ориентиров нашей культуры, дал могущественный толчок развития всех йй видов и форм: языка, литературы, изобразительного искусства, театра, философсько-етичного учение и т.п..

В шевченковской модели культуры был заложен огромный заряд народных морально-этических и духовных ценностей, который дал возможность украинскому народу выстоять в тягчайших испытаниях. Потеряв Гетманщину, он в условиях политической и социальной неволи XIX ст. развивается именно как государственная нации, последовательно и стойко утверждает свою соборность в околице духа, культуры насамперед.

В украинской культуре второй половины XIX ст. очерченные два периода: 50- 70-те и 80- 90-те года. Первый можно назвать временами группирования интеллектуальных сил в поисках наиболее действенных средств сохранения и подъем национального самосознания, второй - оживлением развития всех видов и форм культуры, включением ее в общеславянский (и мировой) духовное развитие. После разгрома Кирилло-Мефодиевского общества и подавление революций 1848 г. в Европе культурная жизнь на всех украинских землях начинает оживляться лишь в 50-концы х - 60-начала х лет, проявляя себя в издании этнографическо-фольклорных, литературно-художественных сборников и альбомов ("Записки Южной Руси", "Жатва родного поля", "Зоря галичская", "Дом"). Возникают разные легально-просветительские общества в Западной Украине: "Русская беседа", "Матиця русская", "Просвита" и др. На одно из первых мест выдвигается деятельность киевской "Общины".

В общественной жизни Украины 60-начала х лет известную роль сыграло "хлопоманство", распространенное среди студентов Киевского университета. Эти молодые люди не только носили национальную одежду, а и занимались популяризацией украинской культуры, вызывая неистовый спротив русских официальных властей.

На видное место выходит украинская ячейка в Петербурге, в котором мероприятиями П. Кулиша (за материальной поддержки украинских помещиков Ґалаґана и Тарновсько-го) функционировали типография и издательство. Эта ячейка в 1861 -1862гг. выдает журнал "Основа", в котором печатались произведения Т. Шевченко, Марка Вовчка, П. Кулиша, М. Костомарова, А. Жемчужникова и О. Серова.

Журнал отстаивал право украинского народа на свободное культурное развитие, стремился представить его культуру как целостность на всей его этнической территории с единым общенациональным языком.

Процесс развития украинской культуры на протяжении 60- 90-х лет искусственно перерывался антинациональными мероприятиями русского правительства, например, изданием в 1863г. Ва-луевського циркуляра, в котором говорилось: "Большинство малороссов сами весьма основательно доказьивают, что ни-какого малороссийского язьйка не бьило, нет и бьить не мо-жет, и что наречие их, употребляемое простонародьем, есть тот же русский язьик, только испорченньйй влиянием на не-го Польши. . . " После этого указа был выдан еще целый ряд подобных запретов относительно украинских театров, украинской детской литературы, отмена украинской печати и т.д.

Украинская культура в таких условиях обнаруживала удивительную жизнеспособность, поскольку была неотъемлемым явлением исторического прогресса. Эту свою непреодолимость она сделала наглядным двумя процессами: во-первых, объединением вокруг шевченковского ядра всех здоровых сил наций (М. Драгоманов, О. Духнович, Ю. Федькович, С. Воробкевич) и, во-вторых, спасательным выходом не только за границы России, но и на культуру славянских и многих других европейских народив.

3. Политика ассимиляции, которую вело русское правительство, базировалась на централизации науки, образования и культуры. В 1812г. было создано Министерство народного образования, внедрено государственное руководство школой, внесенные определенные изменения в систему действующих школ. В каждом губернском городе создавались гимназии, в уездному - уездное училище. Характерно, что новые университеты основывались в колонизированных землях: в 1802 г. было открыто Дерптський университет, в 1804 - Казанский, в 1805 - Харьковский, в 1834 - Киевский; реорганизовано в университет Главную Венскую школу.

В задумчивости организации этих университетов имелись в виду распространения "общерусской" культуры. Так, русский царь Николай И, висловлюючися по поводу открытия Киевского университета, говорил: "Университет - это мое произведение, но я первый залежи на него руку, если кажется, что он не отвечает своему назначению. А назначение университета - распространять русскую культуру . . . ".

Фактически эти учебные заведения сыграли противоположную роль: дали возможность не только русской, но и местной молоды ознакомиться как из официально изложенной, так со своей историей.

В Восточной Украине вся система образования была русскоязычной. Это касается университетов (Киев, Харьков, Одесса), учительского института в Нежине, 129 гимназий, сети реальных и коммерческих училищ, институтов благородных девушек, 1618 министерских, земских и приходских школ. В конце концов, и в Галиции украинские школы составляли мизерный процент (одна школа на 820 тыс. население, тогда как одна польская на С тыс. население). Усилие известных педагогов (К. Ушинського, М. Пирогова), сориентированные на воспитания гармонической человеческой личности, осуществлялись в неблагоприятных как языковых, так и этико-общественных умовах.

В середине XIX ст. состояние украинского шкильництва можно было оценить как катастрофический. Бывшие средние школы с на украинском языке обучения превратились на духовные семинарии, а новые, как уже говорилось, были русскоязычными. "Эти все школы, - писал Мирослав Семчишин, - были чужими для украинского народа не только языком, но и программой, так как во всех книгах для чтения и учебниках говорилось только о русском народе, его обычаях, жизни, истории. О своей родине украинский ребенок ничего не узнал". На Правобережье угнетало польское шкильництво. Дети украинцев не имели будущего, они выходили со школы, не имея подготовки со своего языка, культуры, истории. Империи нужны были слепые рабы, глухонемые послушники без рода, без племени. Во времена борьбы за освобождение крестьянства из крепостной неволи главной задачам украинской общественной культурной работы было распространение народного образования, учреждение воскресных школ для взрослых. Воскресные школы в бывшей империи появились наираньше в Киеве под защитой избранного куратора округа М. И. Пирогова и за деятельного участия профессора П. В. Павлова. В октябре 1859 г. первая воскресная школа была открыта в Киеве при Подольском уездном училище. В 1860 г. об открытии воскресной школы хлопочут цукрозаводчики К. М. Яхненко и П. Ф. Симиренко.

В организации школ принимают участие Т. Шевченко, М. Драгоманов, Ф. Вороной, брать Стефановичи, О. Стоянов, П. Чубинський, П. Житецький. Основанные школы в Чернигове, Каневе, Переяславе, Полтаве.

Кое-что по-иному составлялась освитницька деятельность в Галиции, 70-где те года проходят под знаком развития шкильництва и выхода в мир целой серии учебников - переводных и оригинальных, написанных авторами для низшей и средней школы - из украинского языка, литературы, географии, математики, латыни, природоведения, физики, минералогии, грамматики греческого языка, философии, истории церкви и др. Авторами их выступают О. Огоновський, О. Барвинський, В. Ильницький, А. Вахнянин, М. Полянський и др.

Центром национального возрождения в Украине был Харьковский университет. В 1841 -1849 гг. ректором университета был П. Гулак-Артемовський - известный украинский поэт, литературовед, педагог. Профессор университета О. Потебня сделал виднейший взнос в развитие отечественной науки того времени. Он методологически углубил исследование украинского языка и литературы, начал сравнительную-психологически-сравнительную школу в украинском языковедении, отстаивал равноправие народов и языков. Здесь сформулировалась своеобразная романтически-философская школа, исследовалась философия Ф. Гегеля, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга. Плодотворную педагогичную-научно-педагогическую деятельность осуществляли В. Каразин (по инициативе которого основан университет), И. Срезневский, А. Метлинський, М. Костомаров и другие ученые. В Чернигове и Киеве широкую культурно-просветительскую деятельность вел Б. Гринченко - украинский писатель, педагог, этнограф, автор первой книги для чтения в школе на украинском языке "Родное слово", "Украинской грамматики" и других учебников. Большую ценность представляет подготовленный и выданный Б. Гринченко "Словарь украинского языка" (1907-1909 гг. ).

Несмотря на тотальную русификацию, университеты выдвинули целую когорту ученых с мировым именем в области естественных и технических наук, таких, как П. Туткивський, Д. Заболотний, М. Гамалия, И. Пулюй, И. Горбачевський, С. Тимошенко - вплоть до гениального В. Вернадского. Относительно гуманитарных наук, то уровень и мировой престиж определили, прежде всего, украинцы: М. Костомаров, М. Драгоманов, В. Антонович, О. Потебня, М. Дашкевич, Ф. Вовка. В области философии появляются работы П. Юркевича, С. Гогоцького, галичского философа К. Ганкевича.

Чуть ли не главным научным событием того времени было участие членов "Киевской общины" в деятельности Российского-южно-русского отделения "Русского географического общества" (1873-1876 гг. ). Итогом экспедиции стало семитомное научное исследование, которое бы могло составить честь найславетниший европейской академии того времени. Здесь были собранные и исследованные документы из всех сфер бытия украинского народа - о природе, географии, истории края. В издании приняли активное участие М. Драгоманов, Ф. Вовка, М. Лысенко, О. Русов, П. Житецький, В. Антонович.

4. В первой половине XIX ст. развивается станковая живопись. Распространяется автопортрет, возрастает интерес к камерному портрету, миниатюры. Выдающимся представителем украинской реалистической портретной живописи был В. Тропинин. Художник создал обобщенный образ представителя украинского народа ("Украинец", "Украинский крестьянин", "Девушка из Подолье").

Реалистические традиции В. Тропинина в украинском портретном искусстве первой половины XIX ст. развивали Т. Шевченко, И. Сошенко и др.

Одним из зачинателей новой украинской школы пейзажной и бытовой живописи был В. Штернберг ("Улица на селе", "Пастух", "Ветряные мельницы в степи").

Творчество Шевченко-художника принадлежит к достижениям украинского изобразительного искусства. На ранних живописных произведениях Шевченко обозначилось влияние его учителя - К. Брюлова. Постепенно в творчестве художника оказываются попытки отобразить психологическую глубину и индивидуальные особенности характера человека. Примером является духовная эволюция героя "Притчи о блудном сыне" Т. Шевченко.

Непосредственными продолжателями демократических традиций Т. Шевченко были К. Трутовський, Л. Жемчужников, И. Соколов, которые подняли украинский бытовой жанр на новый уровень. Созданное 1870 г. в Петербурге "Общество передвижных художественных выставок" оказывало содействие объединению художников демократического направления. С деятельностью Общества связанное развитие художественного образования, создание местных художественных объединений. В 1865 г. созданная рисовальная школа в Одессе, позднее реорганизованная в художественное училище. Важным центром художественного образования была Киевская рисовальная школа, которую основал в 1875 г. М. Мурашка. В этой школе учились украинские живописцы М. Пимоненко, Ф. Красицький, К. Малевич, скульптор Ф. Балавенський и др.

Выдающимся мастером бытового жанра был М. Пимоненко. В. Орловский известный как один из основателей нового украинского реалистического пейзажа, его называли "искателем солнца" - мастером солнечного пейзажа. Мастерами пейзажа мирового уровня были С. Василькивський, П. Левченко, И. Труш, К. Костанди.

Значительное влияние на творчество украинских художников в историческом жанре малая картина И. Репина "Запорожцы". В начале XX ст. украинский исторический жанр досяг значительного развития и пруд характерным явлением национальной культуры. На историческую тему создали картины Ф. Красицький ("Гость из Запорожье"), М. Самокиш ("Запорожце обедают"). Плодотворно работал в историческом жанре М. Ивасюк ("Въезд Богдана Хмельницкого в Киев", "Иван Богун под Берестечком" и др. ).

Символизм и модерн, что сложились на изломе XIX-XX ст. , внесли важные изменения у понимание проблем художественного творчества. В развитие мирового авангарда заметный взнос сделали О. Богомазов, М. Бойчук, К. Малевич.

Оригинальным творческим мышлением отмечается Алексей Новакивський. Меценатом О. Новакивського и его школы был митрополит Андрей Шептицький. О. Новакивський - наиболее последовательный представитель сецессии в украинском изобразительном искусстве того времени. Его произведения - "Музыка цветов", "Ноктюрн", "Коляда", "Каштаны и сирень" и др.

К сожалению, в эти пор монументальная украинская живопись представлена слабо, хотя его достижения значительные, скажем, росписи интерьера дворца митрополита в Черновцах (Й. Бокшай), реставрация фресковой живописи в Кирилловской церкви (М. Врубель), росписи в русько-византийському стиле Владимирского собора в Киеве (где рядом с русскими, польскими работали и украинские мастера, а среди них - М. Пимоненко) и, в конце концов, росписи Дома земства в Полтаве (композиции С. Василькивського "Чумацкий Ромоданивський путь").

Относительно монументальной скульптуры, то украшением Украины есть памятники Владимиру Святому (1853 г. , скульпторы П. Клодт и В. Демут-Малиновський, архитектор К. Тон); Богданови Хмельницкому (1888 г. , скульптор М. Мике-шин) в Киеве; И. Котляревському (1902 г. , скульптор Л. По-зен) в Полтаве. В области станковой скульптуры работали Л. Позен (лучшие его произведения на историческую тему - "Скиф" и "Запорожец в разведке"); П. Забила (барельефные портреты родини Кочубейв, бюст Т. Шевченко, бронзовая статуя О. Герцена на его могиле в Ницце); В. Беклемишев (бюст Т. Шевченко).

Следует также назвать многочисленные скульптурные оздоби известных памяток архитектуры - изображение на античную тему и лепку в Одесском оперном театре (под руководством Ф. Етеля); декоративно-монументальные скульптуры Т. Ри-гера на дому Галичского сейма; Л. Маркони - на дому Политехнического института в Льве; многочисленные скульптуры украинца П. Вийтовича в Льве на фасаде железнодорожного вокзала, скульптурные композиции училища художественного промысла, фигура Слави на оперном театре.

В архитектуре XIX ст. преобладал в основному стиль классицизме. Национальная своеобразность украинского классицизма оказалась в сохранении цветной гаммы сооружений, типичной для бароко (голубой с белым и золотым). В стиле классицизма сводятся жилые дома, административные учреждения, образовательные заклад. На 30-те- 40-ви года XIX ст. приходится строительство университета в Киеве (арх. В. Беретти), театров в Киеве, Одессе, Полтаве.

В середине XIX ст. архитектуру Львова дополняют общественные сооружения стиля классицизма, в частности Украинский драматический театр им. М. Заньковецькой (арх. Л. Пихаль, И. Зальцман), Политехнический институт (арх. Ю. Захаревич), Научная библиотека по ул. В. Стефаника, так называемый Ос-солинеум (арх. Г. Побиле и Ю. Бем).

В архитектуре второй половины XIX ст. теряется стилевое единство. Это обусловлено быстрыми темпами роста городов, большими масштабами их застройки.

Однако и в архитектуре этого периода есть ценные достижения, выполненные в стиле неоклассицизма и "венского бароко". В этом стили сооружены дом Галичского сейма в Льве (арх. И. Гохбергер). В этом дому теперь размещенный университет им. И. Франко. К образцам этого стиля принадлежат такие сооружения Львова: Музей этнографии и художественных промыслов (арх. Ю. Захаревич), дом железнодорожного вокзала (арх. В. Садливський).

При застройке Киева доминирует стиль "французского возрождения". В таком стиле сооружено Украинский драматический театр им. И. Франко (арх. Г. Шлейфер, Е. Брат-ман), национальный оперный театр (арх. В. Шретер). В конце XIX - начала XX ст. в украинской архитектуре происходит становление нового направления, которое достало название стиля модерн.

В стиле модерн построенные первый в Украине крытый рынок (Бесарабський) в Киеве (арх. Г. Роща), городская железнодорожная станция (арх. О. Вербицький), собственный дом знаменитого киевского архитектора В. Городецкого.

Итак, в XIX - в начале XX ст. украинская культура продолжала свое прогрессивное развитие, хотя это происходило в условиях систематических притеснений и запретов. Поэтому украинская культура не могла нормально развиваться за присущий ей эволюционными законами.

Деятелям культуры приходилось одолевать не только внутренние разногласия и препятствия, присущие любой культуре, но и большое политическое давление со стороны государственных русской, немецкой, польской культур. История культуры этого периода еще раз доказывает, что при отсутствии государства без политической, материальной, правовой поддержки культура наций начинает приходить в упадок или продолжает свое развитие через надзусилля.

5. Проблемы национального самоосознания и но-вочасного профессионального уровня были определяющими для разных областей украинского искусства. В первые десятилетия XIX ст. в Украине возникает профессиональный театр (Киев, Харьков, Полтава, Нежин, Екатеринослав), но украинский репертуар для тогдашних странствующих трупп был небогатый, за исключением пьес И. Котляревського, Г. Квитки-Основ'яненка, позднее Т. Шевченко и Я. Кухаренка.

Появление 1798 г. первых трех частей "Енейди" И. Котляревського, где народный язык употребляется как литературная, открывает новую главу украинской литературы и драматургии в частности. Творчество И. Котляревського начала новую украинскую драматургию и была своеобразным заделом в околице светского театра.

Возникновению профессионального театра предшествовали любительские спектакли. Из домашнего любительского театра генерал-губернатора Я. Лобанова- Ростовского возник в 1818 г. Полтавский театр. В любительских спектаклях играл И. Котляревський, который в 1819-1821 гг. возглавлял Полтавский театр. Именно для Полтавского театра он написал 1819г. пьесы "Наталка Полтавка" и "Москаль-волшебник", где использовал приемы вертепа, интермедии, многочисленные народные песни и водевильные диалоги.

Традиции И. Котляревського продолжил Г. Квитка-осно-в'яненко, основоположник художественной прозы в новой украинской литературе, один из основателей Харьковского профессионального театра. Большой успех имели социально-бытовые комедии Г. Квитки-Основ'яненка "Сватанье на Гончаривци" (1835) и "Шельменко-денщик" (1838).

С новой украинской драматургией и театром связанные творческие достижения актеров М. Щепкина (1788 - 1863) и К. Со-леника (1811-1851).

М. Щепкин походил из крепостных, актерскую деятельность начал 1805 г. В 1821 г. благодаря участия передовых представителей общественности его выкуплено из крепостничества. Г. Щепкин приобрел признание как основоположник сценического реализма в украинском и русском театральном искусстве. Выступал в театрах Харькова, Полтавы, имел в Киеве собственную труппу (1821 - 1823), с 1824 г. - в Малом театре в Москве.

Традиции сценического реализма развивал К. Соленик. Он получил высокое образование в Венском университете. Как актер предоставлял преимущество украинскому классическому репертуару.

Во второй половине XIX ст. параллельно с развитием профессионального театра распространилось любительское движение, которое оказывало содействие подъему национальной культуры. Любительские спектакли были популярными в Чернигове, Полтаве, Елисаветгради, Киеве. В любительских кружках начинали деятельность реформаторы украинского театра И. Карпенко-Карий, М. Крапивница-кий, М. Садовський, П. Саксаганский, М. Старицкий.

В этот период усиливаются притеснения украинского театра со стороны царского правительства - Емський акт 1876 г. , циркуляр 1881 г. Категорически запрещались украинские спектакли исторического и социального содержания. В 1883 г. киевский губернатор запретил деятельность театральных трупп на подвластной ему территории - Киевщине, Полтавщине, Волыни, Подолье. Репрессивные мероприятия царского правительства все же не могли уничтожить глубокие украинские театральные традиции.

В 1890 г. И. Карпенко-Карий и П. Саксаганский образовали "Общество росийсько-малоросийських артистов под руководством П. К. Саксаганского", которое було наилучшим украинским театральным коллективом. На его основе в 1900 г. возникшая объединенная труппа корифеев украинского театра - "Малоросийська трупа М. П. Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и М. К. Садовського при участии М. К. Заньковецькой".

Одним из величайших деятелей украинского театра корифеев был И. Карпенко-Карий. Он написал 18 оригинальных пьес. Среди них - "Бесталанная", "Наймичка", "Мартын Боруля", "Сто тысяч", "Хозяин", "Савва Чалый" и др. Его актерское творчество обозначено искренностью и психологической глубиной чувств, философским пониманием общественного бытия.

С театром корифеев связанное творчество Марии Заньковецькой (настоящая фамилия - Адасовська, 1854-1934). ее приравнивали к выдающимся актрисам мира - итальянки Элеоноры Дузе и француженки Сарры Бернар. Театр корифеев знаменует собой расцвет украинского профессионального театра XIX ст.

В Галиции до 1848 г. украинского театра не было, здесь действовал театр немецкий и польский. Распространялись любительские кружки в Коломыи, Льву, Перемишли.

Украинский профессиональный театр Галиции возник 1864 г. в Льве при культурно-образовательном обществе "Русская беседа". Его основоположником стал украинский актер и режиссер О. Бачинський.

На Буковине при черновицкой "Русской беседе" 1869г. образовались любительские кружки. Театральная деятельность активизировалась с учреждением 1884г. "Русского литературно-драматического общества" под руководством С. Воробкеви-ча, известного украинского писателя, композитора, педагога. Он написал 18 музыкально-драматических произведений, бытовых драм, комедий, которые представляли основу театрального репертуара.

Творческую помощь театру предоставлял И. Франко. Свои раздумья о задаче театра он изложил в ряде статей - "Русский театр в Галиции", "Наш театр" и др.

Украинский театральный процесс конца XIX - начала XX ст. удостоверяет общность с модернистскими тенденциями Европы.

Первые попытки подготовки профессиональных актеров связанные с деятельностью драматической школы, основанной 1904 г. в Киеве при музыкальной школе М. Лысенко.

Творческой лабораторией стал один из наилучших тогдашних театров - театр М. Садовського: 1906 г. - в Полтаве, с 1907г. - в Киеве.

М. Садовський развивал лучшие достижения театра корифеев в сочетании с европейскими традициями. В составе труппы работали М. Заньковецька, М. Старицька, Лесь Курбас, которого М. Садовський пригласил с львовского украинского народного театра общества "Русская беседа". Музыкальное оформление спектаклей осуществляли композиторы М. Лысенко и К. Стеценко, художественное - В. Кричевський. Таким образом, создались предпосылки развития украинского театр-модерную, основы которого заложила драматургия Леси Украинки, Владимира Винниченко, Александра Олеся.

Украинская музыка была неотъемлемой составляющей обиходно-реалистического и романтического театра, дополняла его психологическое действие, четче очерчивала человеческие характеры. Здесь много взвешивал неповторимый чар украинской народной песни.

Народное песенное творчество связано и с развитием профессиональной украинской музыки XIX ст. Украинская песня звучит во всех музыкальных произведениях ("Запорожец за Дунаем" С. Гулака-Артемовського, "Екатерина" М. Аркаса, "Пидгоряни" М. Вербицького, "Осада Дубно" П. Сокальского и др. ), становится основой фортепьянной музыки и камерных вокальных произведений П. Сокальського, С. Воробкевича, М. Лысенко. Композиторы охотно писали музыку для хоров, используя народный обрядовый мелос: щедривки, купальськи и свадебные песни и т.п.. Это оказывало содействие подъему украинской песни на уровень высокого профессионального искусства.

Между всех видов и жанров музыкального искусства найнесприятливиши условия сложились для развития оперы. Д. Антонович объяснял это тем, что для оперы были тесноватые рамки украинского музыкально-драматического театра; профессиональной подготовки актеры не имели, отсутствующей была национальная оперная традиция и, главное, не было государственного попечения украинской культурой.

Одним из известных композиторов XIX ст. был С. Гулак-Артемовський - оперный певец, драматург, который учился в Киевской духовной семинарии. В 1839г. М. Глинка, О. Даргомижський и М. Волконский устроили концерт и на собранные средства отправили талантливого юношу к Италии. Дебют С. Гулака-Артемовського состоялся на сцене Флорентийской оперы.

Важнейшее достижение С. Гулака-Артемовського - создание за собственным либретто первой национальной оперы "Запорожец за Дунаем" (1862г. ). Сюжет оперы подсказан М. Костомаровым. Почти 20 лет царская цензура запрещала постановку оперы. На украинской сцене ее впервые поставил 1884г. М. Кропивницкий.

Во второй половине XIX ст. возникает система украинского музыкального образования. Открылись музыкальные училища в Киеве, Одессе, Харькове, Льву.

Среди украинских профессиональных композиторов отличается творчество П. Нищинського и П. Сокальського. Г. Ни-щинський закончил Афинский университет, где получила степень магистра наук. В Одессе организовал хоры и руководил ими. Вершиной его творчества считается музыкальная картина "Вечерницы", написанная для пьесы Т. Шевченко "Назар Стодоля".

П. Сокальський основал 1864 г. в Одессе Общество любителей музыки. Он создал около 40 фортепьянных пьес, 40 романсов, оперы "Мазепа", "Майська ночь", "Осада Дубно".

Особый взнос в развитие национальной музыкальной культуры сделал М. Лысенко (1842-1912) - выдающийся композитор, пианист, хоровой дирижер, фольклорист, теоретик музыки и педагог, основатель профессиональной школы. Учился в Петербургской и Лейпцигской консерваториях. Активно осваивал в своей музыке шевченкиану (свыше 80 вокально-хоровых произведений разных жанров).

Композитор обогатил почти все жанры украинской музыки. Ему принадлежат оперы "Рождественская ночь", "Утопленная", "Наталка Полтавка", "Енейда" детские " Коза-дереза", "Господин Коцький", "Зима и Весна". Г. Лысенко - основоположник инструментальных жанров в украинской музыке, создал многочисленные фортепьянные произведения. С именем Лысенко связанное развитие национального музыкального образования. Он организовывал хоры, воскресную школу для парней-крестьян, излагал в частных музыкальных школах, 1904 г. открыл в Киеве драматическую-драматическую-музыкально-драматическую школу. Здесь учились украинские композиторы К. Стеценко, Л. Ревуць-кий, О. Кошиць.

Выдающимися творцами духовной музыки на изломе XIX- XX ст. были К. Стеценко и М. Леонтович.

Развития профессионального музыкального образования оказывало содействие открытие консерваторий в Киеве, Одессе, Харькове. Начали действовать Одесский Украинский драматический-драматический-музыкально-драматический театр, Харьковский театр оперы и балета.

Значительную работу по развитию музыкальной культуры в Западной Украине вели композиторы И. Лавривський, С. Вороб-кевич, В. Матюк, А. Вахнянин, О. Нижанкивський, Д. Си-чинський, В. Барвинський, С. Людкевич.

В Льве 1903 г. основанная музыкальная школа (с 1907 г. - Высший музыкальный институт, с 1939 г. - государственная консерватория им. М. В. Лысенко). В 30-х годах действовали 9 филиалов музыкального института - в Бориславе, Дрогобыче, Стрыю, Тернополе, Явору и других мистах.

Давние традиции имеет музыкально-театральная культура Львова. Здесь в 1842 г. открылся частный городской театр С. Скарбека, один из наибольших в Европе (ныне в этом помещении - театр им. М. Заньковецькой). На его сцене дебютировали воспитанники Львовской консерватории С. Крушельницька, М. Менцинський, О. Мишуга, О. Рус-нак, Ф. Лопатинська, О. Носалевич, исполнительское мастерство которых приобрело мировое признание.

В новой украинской музыке одним из ведущих деятелей был В. Барвинський.

В период первой мировой войны появляются стрелецкие песни. Они отображают идеи национально-освободительного движения на западно-украинских землях. Для сечевых стрельцов писали песни И. Франко, О. Маковей, Д. Макогон, Б. Лэп-кий, Л. Лепкий, Р. Купчинський. Музыку создавали композиторы Ф. Колесса, В. Барвинський, М. Гайворонський, Л. Лепкий, Р. Купчинський, Л. Леонтович.

Использованная литература

1. История Украины в лицах ХИХ-ХХ ст. -К. ,1995

2. История Украинской к. ,1994

3. История Украинской культуру-львов, 1969