Прекрасное


Категория «прекрасное» определяет явления с точки зрения их совершенства как такие, что владеют высшей эстетичной ценностью.

Основные эстетичные категории «прекрасное», «трагическое» и «комическое» - это своеобразная модель эстетичной практики, логическая форма фиксации исторического опыта эстетичной деятельности, фундамент эстетичного анализа искусства. Анализ эстетичных категорий имеет существенное значение для художественной критики, объективной аргументации оценки того или другого произведения, глубокого понимания творческой деятельности художника.

Рассматривая категории эстетичной науки, необходимо прежде всего выяснить, что такое категория.

99

Термин«категория» (от грец. Ига1е§огиа - высказывание, признак) употребляется для определения наиболее обобщенных, фундаментальных понятий, в которых отображенная история освоения обществом окружающего мира по законам красоты.

Категории применяются как специфический аппарат анализа эстетичного богатства действительности и искусства.

Попытки определить категорию «прекрасное», соотнести его с более узкими понятиями, в частности с понятиями «красота», «приподнятое», делались из первых шагов становления эстетичного знания. Так, еще Платон старался объяснить, чем отличается выражение «что прекрасное» от «что такое прекрасное». В диалогах «Тимей», «Филеб» он, опираясь на пифагорийскую традицию, определял прекрасное как определенную математическую пропорцию.

Напомним, что произведения Платона написанные в форме диалога - разговора, беседы, возможно, полемики или спора двух или больше лиц. Чаще всего Платон ведет диалог с Сократом или реконструирует беседу Сократа с его другом Федоном, философом Гиппием и другими. Привлечение к беседе нескольких участников давало возможность Платону воссоздать разные точки зрения на какую-то проблему, поставить вопрос, на которые еще надо было найти ответ. Греки считали, что в споре рождается истина, и именно через воспроизведение спора Сократа со спивбесидниками Платон «подводил» читателя к восприятию именно его (плато-нивськой) точки зрения. Когда создавались диалоги, Сократ уже покончил жизнь самоубийством, тем не менее Платон заботился, чтобы мысли его учителя Сократа, имя которого стало символом мудрости, были точно переданные. Практически все исследователи античности отмечают что Сократ сделал весомый вклад не только в философию и эстетику. Его образ органически вошел в античное искусство. Аристофан воссоздал противоречивую фигуру Сократа в своей комедии «Тучи»; его образ постоянно вызвал интерес у греческих и римских скульпторов, которые, изображая Сократа, подчеркивали контраст внутреннего и внешнего мира философа.

Сократ склонялся к мысли, которое прекрасное тождественное полезному и при определении прекрасного следует учитывать фактор целесообразности. Философ старался убедить своих оппонентов в относительности человеческих представлений о прекрасном. Один и тот самый предмет может быть прекрасным и безобразным. Все зависит от того, насколько он отвечает своему назначению.

Если пифагорейцы при определении прекрасного делали ударение на значении физических пропорций, то Сократ считал, что красота может исну-

100

ватты вне четких пропорций, а критерий прекрасного связан с познанием человека.

Платон, анализируя взгляды Сократа, его полемику с Гиппием, приводит высказывание Гераклита о том, что красивейший обезьяна безобразная, если ее сравнивать с человеком, а наймудриша человек при сравнимые с богом кажется обезьяной. Итак, прекрасное - это не отдельный предмет, а кое-что общее для ряда вещей или явищ.

Полемизируя с Гиппием, Сократ не соглашался с мнением о том, что прекрасное - это дополнение к определенному предмету. На мысль Гиппия, дополнением, которые делает предмет прекрасным, есть золото. Сократ не мог с этим согласиться; он говорил, что выдающийся скульптор Фидий, создавая образ богини Афины, сделал ей глаза со слоновьей кости. Или Фидий не знал, что золото является завершением построения прекрасного? Или, может, не золото несет значение завершуючой признака прекрасного?

По нашему мнению, наибольшее достижение диалогов Платона прежде всего и состоит в воспроизведении тех точек зрения, которые уже существовали:





Вернуться назад