Искусство и наука ХХ ст


2) Причина кроется в сугубо художественных субстанциях. Реализм кое-что “приелся” читателю. Вот писатели-модернисты и искали новых, не надоедливых публике содержания и форм художественных произведений. 3) Личностные. Вспомним литературных великанов-реалистов XIX ст. :Cтендаль, Бальзак, Диккенс, Флобер, Золя, Достоевский, Толстой. Довольно тяжело не выйдя за границы реализма создать что-то “конкурентноспроможне”, вместе с тем с ними или после них. Молодые литераторы стали проторять свои, новые "модерные" пути в литературе.

Итак, появление модернизма обусловлено как социально-политическими, так и сугубо художественными (и даже личностными) причинами.

Философсько-свитоглядними основаниями модернизма были идеи Артура Шопенгауера, Фридриха Ницше, Анри Бергсона, Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга и т.д.

Их раздумья о трагедии и крахе традиционного гуманизма, исторический тупик, в котором оказалось человечество, сложный и противоречивый характер общения человека с окружающим миром, ее отчужденность от мира принудили человечество во многом пересмотреть свои взгляды на мир и место человека в этом мире.

Модернизм стал характерным направлением в искусстве ХХ столетие. Основные эстетичные принципы модерна в изобразительном искусстве - возражение изобразительности, абстракционизм и поп-арт, в музыке - возражение звуковой организованности - мелодии, гармонии, электронная музыка, в театре - отсутствие осмысленной художественной речи, логики развертывания драматического действия. Основные представители модернизма в литературе - Ф. Кафка, Джойс, Камю, в театре Ионеско, Сартр, Беккет, в живописи - Кокошка, Сальвадор Дальше, в музыке - Шемберг, Штокхаузен.

Большинство исследователей связывает возникновение модернизма с экспрессионизмом ( от франц. - выражение, выразительность). Начало экспрессионизма как художественного направления было положено в 1905 г. организацией “Мост” - студентами архитектурного факультета Высшего технического училища в Дрездени. В геометрически упрощенных формах, через полный отказ от передачи пространства, через не згармонизовани тоны Э. Л. Кирхнер, Э. Хенкель и другие передавали свой ужас перед современным и будущим, ощущение собственной неполноценности, безнадежности и беззащитности в мире. Это вызванное к жизнь сильными чувствами искусство было холодным и рационалистическим. В нем впервые проявилась одна из основных качеств авангардистской живописи - ее рациональность, зверненисть к уму, а не к чувствам зрителя. Еще одним объединениям экспрессионистов была группа “Синий всадник” (Альфред Кубин, Оскар Кокошко). Оно распалось перед первой мировой войной, его отличали антиматериализм и антиреализм.

Весомый вклад в развитие экспрессионизма сделал известный австрийский художник Оскар Кокошка (1886-1980 гг. ), Он - маляр и график, драматург и артист-декламатор. Но все проявления его таланта неизменно свидетельствуют о склонности к экспрессионистскому мировоззрению и естетики.

Близкую немецким экспрессионистам доктрину эмоционально - колористичного живописи исповедовали парижские фовисти (от франц. - дикие). Они утверждали своего рода живопись "без правил", за что и получили от критиков ироническое название. К группе фовистив входили А. Матисс, М. Вламинк, Р. Ван-Донген и др. Их объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью яркой открытой краски, экспрессивных, напряженных цветных симфоний.

Ярчайший это оказалось в творчестве Анри Матисса (1869-1954 гг. ). Его полотнам присущие декоративная выразительность, мажорная гармония цветистых аккордов, жизнеутверждающая тенденция.

Экспрессионизм, который возник в живописи, так или иначе оказался во всех видах искусства. Он занимал существенное место в немецкой и австрийской поэзии (Г. Тракль, Ф. Верфель, ранний Й. Бехер). Черты экспрессионизма присущие - прозе И. Франко и Ф. Кафки. Одним из ведущих жанров экспрессионизма есть публицистическая драма, или "драма вопля", с ее "вселенскими конфликтами", абстрагированным образом человека, отрывистой "телеграфным языком", резкой пластикой (пьесы Г. Кайзера, Э. Толлера и др. ).

Еще одним художественным направлением, которое имело долговременные следствия и вызвало значительное влияние на развитие модернистского искусства, был кубизм (от франц. - куб). Он возник в Париже также в начале столетия. На мысль некоторых тогдашних теоретиков искусства, кубизм был "революционным переворотом", таким самым, что его испытала живопись в пор Ренесанса. Так же, как и экспрессионисты, кубисты стремились выразить свой внутренний мир, считая его единым источником творческого вдохновения. Они отказались от таких традиционных художественных средств, как передача трехмерного просторную, атмосферы, света, и начали разрабатывать новые формы многомерной перспективы, которые бы дали возможность показать объект со всех сторон в виде множества плоскостей, которые пересекаются между собой, образовывая полупрозрачные четырехугольники, треугольники, полукруги. Все это, по мнению кубистов, должно не только помочь зрителю составить объемное представление об объекте, но и показать исходные формы вещей. Конструктивная похожесть всех предметов, их взаимосвязь и взаимодействие - вот что в первую очередь интересовало и волновало кубистов. С кубизмом в разные времена было связанное творчество многих художников, тем не менее главнейшую роль в становлении нового направления сыграли испанец Пабло Пикассо и француз Жорж Недостаток. Именно в их произведениях эксперименты кубизма приобрели найдосконалиших формы. Зарождение кубизма теоретики связывают с картиной П. Пикассо "Авиньонськи девушки". Изображая пять обнаженных фигур, художник предлагает зрителю невиданное до сих пор трактование человеческого тела. Фигуры состоят из отдельных плоскостей, имеют искривленные пропорции. Геометризация форм, которая была начерчена в "Авиньонських девушках", стала одной из характерных признаков изобразительного языка кубистов. Вокруг П. Пикассо и Ж. Брака сплачивались не только молодые художники Р. Делоне, А. Глез, Ж. Метценже, Ф. Пикабля, Ф. Леже, но и поэты - Макс Жакоб, Андре Сальмон и особенно Гийом Аполлинер, которые приняли участие в разработке теоретических основ кубизма.





Вернуться назад