Природа художественного таланта


Одной из важнейших особенностей искусства есть его способность силой слова, цвета, звука увековечить страсть мыслей и чувств. Ни одна сфера человеческой деятельности не имеет такой глубины эмоционального влияния на людей, как искусство. И за каждым выдающимся произведением, которое волнует нас, возникает яркое то самобытное лицо художника, умом, чувством, волей которого создано все то истинно прекрасное, над чем бессильное время. Чрезвычайно сложный процесс творчества требует от художника не только искренности, самоотверженности, определенной отдачи мыслей, чувств, а и целой жизни.

Проблема художественного таланта связана с вопросом о естественной одаренности человека. Больше того, талант является непосредственным результатом наличия определенных наклонов к художественной деятельности. В 40-х годах русский психолог Б. М. Теплов предложил тезис: «Способности - это задаток в развитии». Однако позднее он отказался от нее и приходил к выводу, который «прирожденными могут быть лишь анатомофизиологични особенности, т.е. задатки». Относительно способностей, то они не содержат элементов врожденности, а е всегда результатом развития.

Довольно распространенной есть концепция современного русского психолога К. К. Платонова, который считает, что формулирование Б. М. Тепловая «способности - это задаток в развитии» нуждается в не отказе от него, а уточнение: под задатками надо понимать прирожденные, но не обязательно наследственные предпосылки дальнейшего развития. В своих исследованиях «Проблемы способностей» и «О системе психологии», опираясь на достижение психологии, физиологии и философии, Платонов убедительно доказывает, что, «чем более сложная структура конкретной способности, тем более у нее приобретенного, условно-рефлекторного». Тем не менее значительную роль сыграет и прирожденный чинник.

По нашему мнению, признавая существование прирожденных задаткив, не следует переоценивать их роль. Между задатками и выявлением ху-

125

дожних способностей лежит продолжительный путь развития человека. Прирожденный фактор никогда не определял таланта полностью. Вместе с тем бесспорным есть и то, что при определенных условиях он может стать замечательным основанием для быстрого развития и усовершенствование таланта.

Делая ударение на роли и значении прирожденного фактора, мы понимаем, что далеко не каждый человек, который имеет определенное естественное дарование, обязательно должны посвятить жизни искусству. Тем не менее едва ли человек, лишенный естественного наклона к художественному творчеству, может подняться к уровню талантливого профессионального художника.

Проблема существования и роли прирожденного фактора нуждается во внимании и определенном теоретическом осмыслении хотя бы потому, что с ней связанная практика постепенного воспитания, формирование художественных способностей, художественного таланта.

Глубокое и всестороннее познания законов творчества следует начинать из изучение умственного развития ребенка, причин и возможностей становления художественных способностей. Истории искусства известно немало примеров, когда наклон к художественной деятельности оказывался у детей в первые же года жизни. Так, Моцарт в возрасте четырех-пяты лет начал выполнять и создавать первые музыкальные произведения. Сохранился интересный рассказ современника Моцарта, музыканта Андреаса Шахтнера об уникальных способностях Моцарта-дитини. Шахтнер был свидетелем того, как четырехлетний Вольфганг предложил отцу посмотреть написанный им концерт для клавира. «Сначала мы начали смеяться над этой бессмыслицей, - упоминал Шахтнер, - но потом отец начал внимательно рассматривать главное - ноты, композицию. Он долго стоял пораженный, смотря на лист бумаги. В конце концов две слезы, слезы увлечения и радости, покатили с его глаз». Отец Моцарта и Шахтнер - оба профессиональные музыканты - были пораженные сложностью предложенной ребенком мелодии, ее внутренней логикой, стройностью.

Даже припуская возможность некоторых преувеличений в этих воспоминаниях, следует признать, что именно чрезвычайно высокая степень развития музыкальных способностей у Моцарта-дитини обусловил своеобразность творческого процесса взрослого Моцарта-композитора. От первых детских попыток через всю творческую жизнь Моцарта составлялась неповторимая специфика отображения эмоциональных переживаний жизни в музыке. Тем не менее раннее выявление художественной одаренности в Моцарта имело и свои отрицательные черты. Позднее о творчестве Моцарта начали составлять легенды, стараясь представить его как «легкого», «бездумного» композитора, который все создавал с вдохновением, интуитивно, не тратя ни интеллектуальных, ни духовных сил.

126

ЛИСТ ФЕРЕНЦ





Вернуться назад