Исторические закономерности развития искусства


Логика эволюции искусства пов 'я-зана с конкретно-историческими периодами развития цивилизации.

Оно проходит шесть основных этапов: доисторический, старинного мира, средневековье, Возрождение, Нового времени, второй половины XIX- XX ст.

Доисторическое искусство. К вопросу возникновения искусства обращались представители разных областей науки - историки, археологи, философы, искусствоведе, их научные интересы зосереджувалися на разных аспектах этого явления, тем не менее две проблемы оказались общими и принципиально

139

важными. Первая проблема была связана с вопросом времени возникновения искусства. Официально признано, что художественные поиски доисторического человека отождествляются с 40-20 тыс. к н.э. Вторая проблема - это причина появления искусства. По этому поводу существует значительное количество теоретических соображений, в частности концепция Г. СПЕНСЕРА (1820-1903), что получила название «теории избыточной энергии». Английский философ сравнивал поведение животных, их забавы с действиями доисторического человека. Животные забавы, на мысль Г. Спенсера, стимулируют «излишек» энергии. Эта самая причина предопределяет художественную деятельность человека. Аргументы исследователя кое-что дискуссионные, ведь нельзя не учитывать сложность условий жизни доисторического человека, вследствие чего ее возраст едва переходил границу С лет, но «теория избыточной энергии» занимает важное место в структуре существующих по этому поводу концепций.

Большое значение в контексте европейской эстетики имеет точка зрения известных немецких исследователей первоначальной культуры Э. Гроссе и К. Бюхера, которые считали тяготение первоначального человека к украшениям, татуированию источником происхождения искусства и выстраивали своеобразную цепь этапов творческой деятельности человека доисторических пор:

К идеям Э. Гроссе и К. Бюхера обращался Г. В. Плеханов в

исследовании «Письма без адреса», в котором подчеркивал роль и значение утилитарной практически-полезной необходимости искусства как своеобразного средства познания, воспитание и формирование чувственной природы человека.

Феномен доисторического искусства был объектом теоретического анализа в работах Ф. Енгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 3. Фрейда «Тотем и табу», «Невдоволенисть культурой»; Э. Б. Тай-лора «Первоначальная культура» и других, где из разных методологических позиций была рассмотрена проблема происхождения искусства.

Специфическая особенность искусства доисторических пор - это его синкретический характер, который объединял вместе с тем утилитарные и художественные элементы. Искусство этого периода использовалось и с магической* целью, и как средство передачи через рисунок определенных знаний, добытых в процессе практической трудовой деятельности.

Искусство старинного мира. Этот этап связан с историей старинных цивилизаций Востока, античной Греции и Риму. В условиях

*Магия (от грец. тауа) - первоначальная форма религии, в основу которой положено колдовство.

140

старинного мира завершается процесс самоопределения искусства, его освобождение от утилитарной функции и преобразование в духовно-практическую форму деятельности.

Специфической особенностью искусства старинного мира есть его мифологическая подпочва. Антропоморфизм* древнегреческой и древнеримской мифологий, их ориентация на гармонию человека и мира определили направление художественных поисков тогдашних митцив.

Искусство средневековья (IX-XIII ст. ). Важное место при изучении этого этапа занимает проблема логики взаимодействия двух форм общественного сознания: религии и искусства. В этот исторический период особого статуса приобрело учреждение церкви, которая фактически выполняла функцию социального заказчика и оказала непосредственное влияние на развитие основоположных видов искусства средневековья: архитектуры, иконописи, витражного живописи, органной музыки и т.п..





Вернуться назад