Стиль и художественный метод


Целостная модель искусства как эстетичного явления предусматривает обработку и осмысление всех его основных понятий, среди которых важное место занимает феномен стиля.

Понятие «стиль» приходит на смену транскультурному понятию пор средневековья - «канона» (от грец. Ъапоп - правило, норма), що представлял собой систему жестких норм и правил и фактически нивелировал личностно-творческое начало. Поэтому в указанный период особого расцвета приобретают иконопись и храмовое строительство - искусство, которое было лишено авторства.

Понятие «стиль» (от лат. 5Иу1и5 и грец. зиуиоз - палочка для письма, которая принадлежала к личным вещей человека) непосредственно

148

связывало с личным началом, предусматривало индивидуальную форму выражения в искусстве. Оно отождествляется с пор Возрождения, которая навсегда осталась в истории человеческой цивилизации как эпоха выдающихся персонали. За образным выражением О. Герцена, искусство Возрождения открыло мертвые глаза греческих статуй и перевело художественно-творческий процесс в эмоционально-чувствительную плоскость.

Сегодня понятие «стиль» принадлежит к наиболее дискуссионным, что прежде всего связано со сложностью его интерпретации. Существует большое количество моделей анализа феномена стиля, которые объединяет между собой тенденция к определенному отождествлению понятий «художественный стиль», «художественное направление» и «художественная эпоха». Следует учитывать, что типология искусства оперирует многочисленными определениями, к которым принадлежат и эти понятия. Они являются своеобразными средствами осмысления и осознание феномена художественно-творческого процесса. Понятие «художественная эпоха» следует интерпретировать как конкретно-исторический этап развития искусства, который непосредственно связан с общественно-историческими пор. Художественная эпоха содержит «художественные направления», что объединяют художников, которые, опираясь на общие эстетичные принципы, через особенности «индивидуального стиля» осмысливают и отображают действительность в конкретно-чувствительных образах.

Итак, учитывая этимологию, историю возникновения и развития понятия, можно сделать вывод, который художественный стиль - это система художественно-образных средств и приемов, которые принадлежат конкретному художнику. Например, сосредоточимся на истории искусства XX ст. , что, бесспорно, является ярким образцом феномена художественных пор, обозначенных могущественным и отвесным розвоем культурно-художественного движения.

В структуре искусства XX ст. органически соединились направления откровенно противоположной художественной ориентации:

149

Каждый из указанных направлений остался в истории художественных пор XX ст. благодаря ярким творческим личностям, которые через свой неповторимый индивидуальный стиль, авторское понимание природы и задач искусства отображали и осмысливали в художественных произведениях общефилософские проблемы смысла бытия.

Итак, следует четко разграничивать такие понятия:

Тем не менее, учитывая существующие научные традиции в процессе изложения материала, будем использовать такие определения, как готический стиль, стиль бароко и т.п..

Одним из важных понятий эстетичного тезауруса, т.е. совокупности понятий, есть художественный метод, который имеет многочисленные модели интерпретаций и толкований.

Найкоректнишим есть определения художественного метода как средства познания действительности, которая в истории мировой культуры и искусства представлен двумя основными разновидностями:

Специфическим признаком художественного метода есть его способность к развитию и трансформации. Так, П. Пикассо и С. Дальше начали свой творческий путь в пределах школы классической испанской живописи, продолжая лучшие традиции Веласкеса, Рибери, Гойе, а со временем их имена получили статус символов двух найсуперечливиших и интереснейших направлений XX ст. - кубизма и сюрреализма, которые сложились в пределах нереалистичной методологии.





Вернуться назад