Генезис искусства и формирование его видовой структуры

Главная - Культура - Генезис искусства и формирование его видовой структуры

Болонська академия искусства

Относительно этого самой показательной есть позиция большого итальянского живописца и теоретика искусства Леонардо да Винчи. Свою работу «Трактат о живописи» художник посвятил осмыслению специфики поэзии, скульптуры, живописи и музыки и прерогативу оставил за своим любимым видом искусства. Итак, на мысль Леонардо, именно живопись должна был занять первое место в иерархии видов искусства.

Идею «прерогативы» отстаивал и развивал в своих теоретических работах соотечественник Леонардо да Винчи философ ДЖАМБАТТИСТА ВИКО (1668-1744), который сосредоточил внимание на так называемых «утонченных искусствах», что культивируют эстетичное наслаждение и присущие «просветительским временам».

Концепция Вико была подхвачена и развитая представителями Болонськой академии искусства, которые, опираясь на идею «утонченности», разработали собственную теоретическую модель видовой специфики. Согласно градации видов искусства, предложенной болонцями, статус «утонченных» получили музыка, театр и хореография, специфика которых не предусматривала утилитарного начала.

Итак, в основу направления, представленное моделями Леонардо да Винчи и Болонською академией искусств, был положен принцип «прерогативы» одного вида искусства над другим, что давал возможность для развития и обогащение лишь одного человеческого чувства, тогда как синтез

видов искусства оказывал содействие бы возможности эстетично целостного восприятия действительности. В этом направлении работал И. Кант. Его теоретическая модель видовой специфики искусства выполнила функцию своеобразного переходного звена от принципа «прерогативы» к принципу «синтеза». Так, основатель немецкой классической философии определяет три основные вида «утонченных» искусств: языковые, изобразительные и искусство «игры чувств». Высшей художественной формой И. Кант считал поэзию;

изобразительные искусства, согласно его концепции, объединяли зодчес-

166

тво, скульптуру и живопись, тогда как искусство «игры чувств» фактически грунтувалося на музыке.

Немецкий философ утверждал, что процесс синтеза будет оказывать содействие обогащению чувствительного мира человека и будет стимулировать появление новых видов искусства.

Это ощутил соотечественник Канта - естетик и теоретик искусства Г. Э. Лессинг, который в трактате «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» фактически провозгласил идею необходимости синтеза всех видов искусства, начав третье направление анализа видовой структуры искусства:

Первая модель этого движения связана с теоретической концепцией выдающегося немецкого философа Г. В. Ф. ГЕГЕЛЯ, на мысль которого «абсолютная идея» может быть раскрыта через три формы, которые фактически отождествляются с основными формами общественного сознания: через искусство, в основу которого положено эмоционально-чувствительное начало; религию, которая грунтуеться на феномене веры; философию, которая синтезирует в себе искусство и религию. В свою очередь, искусство проходит три этапа развития: символический, классический и романтический, каждому из которых отвечает определенный вид. Так, символический этап Гегель интерпретирует через искусство архитектуры; классическому отвечает скульптура; живопись отождествляется с переходом от классического до романтического этапа; музыка связывает с романтизмом, тогда как поэзия завершает логику этого движения и является переходным звеном от искусства до религии. Итак, считал Гегель, поэзия синтезирует в себе разные виды искусства и объединяет формы общественного сознания.

Позиция философа стимулировала многочисленные дискуссии, которые длятся и по сей день, но взнос Гегеля у исследование проблемы видовой специфики искусства безусловно весомый. Опираясь на принцип историзма, он проанализировал естественное тяготение видов искусства к синтезу и, как следствие, - возможность целостного осмысления основных форм общественного сознания.

Теоретические обгрунтування проблемы синтеза в искусстве И. Канта, Г. Э. Лессинга, Г. В. Ф. Гегеля нашли своепрактическое подтверждение в 1895 г. , когда возникает искусство кино. Его появление стимулировало разработку еще одной модели видовой специфики искусства. В 1911 г.

167

итальянский теоретик кинематографии Р. КАНУДО (1879-1923) написал «Манифест семы искусств», концептуальной основой которого был синтетический принцип. За Канудо, существует шесть классических видов искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец, поэзия. Кино синтезирует их и становится седьмым видом искусства, приобретая статуса «сакрального». Вместе с тем кинематограф объединяет в себе следствия научно-технического прогресса и эмоционально-чувствительное начало искусства: «Кино - сказочный новорожденный, сын машины и чувство, - подчеркивал Канудо. - Мы имеем потребность в кино, чтобы создавать тотальное искусство, к которому всегда тяготели все другие искусства».

Проанализировав основные теоретические модели видовой структуры искусства, детальнее рассмотрим его классические виды. Последовательность, на которую будем опираться при изучении видов искусства, обусловленная их специфическими-природно-специфическими признаками и начинается из рассмотрения изобразительных искусств: архитектуры, скульптуры и живописи. Завершают это движение три вида искусства, природа которых большей или меньшей мерой грунтуеться на принципе «синтеза»: хореография, театр и кинематограф. Своеобразную «золотую середину» занимает найабст-рактнише из всех искусств - музыка.

В структуре видовой специфики искусства отдельно рассматривается и феномен литературы.

Каждый из видов искусства имеет свое структурное построение, и принцип, положенный в ее основу, нуждается в определенных комментариях. Во многих искусствоведческих исследованиях высказывается мысль, что все искусства делятся на «виды», а те, в свою очередь, - на «жанры». Думаем, использовать понятие «вид» в структуре видов искусства нецелесообразно. Поэтому предлагаем, опираясь на опыт литературоведения, употреблять термин«род» и, анализируя конкретный вид искусства, оперировать определением «родовая-родительная-жанрово-родовая» структура.

Изучение феномена видовой специфики искусства порождает сопутствующую проблему, связанную с вопросом разветвления профессионального искусства и народного непрофессионального творчества - фольклора. Рассматривая виды искусства, будем иметь в виду лишь формы профессиональной деятельности и сосредоточимся на анализе художественного наследства величайших художников мира.

В современной эстетике и искусствоведении существует тенденция к обособлению прикладного, декоративного искусства и графики и предоставление им статуса самостоятельных видов, но определенной мерой они есть производной от классических изобразительных искусств - скульптуры и живописи*.

*К классическим видам искусства не следует относить цирк, фотографию и телевидение.

168

Проблема видовой специфики искусства непосредственно связана с формами художественно-творческой деятельности человека. Следует подчеркнуть, что процесс активизации эстетичного начала находился в тесной связи с развитием цивилизации, который и привел к возникновению основных видов искусства.

Реконструируя эволюцию развития видов искусства, необходимо учитывать процесс движения от синкретизма, который был связан с доисторическим периодом и характеризовался единым художественным мышлением, к созданию видов искусства, а также процесс движения от отдельных искусств к их синтезу - соединение.

Следует проследить своеобразную логику и закономерность в развитии процесса синтезаций видов искусств. Искусства архитектуры, скульптуры, живописи, как правило, взаимодействуют между собой, создавая феномен изобразительных искусств. Музыку и хореографию объединяет звуко-ритмичне начало, тогда как фундаментом искусства театра и кинематографа есть межвидовой синтез мистецтв.

Все виды искусства равноценные между собой, а их разнообразие дает возможность познавать мир во всей его сложности и многогранности.

Рассматривая видовую специфику искусства, следует подчеркнуть, что это реальные формы художественно-творческой деятельности, которые различаются прежде всего средствами материального воплощения художественного содержания (звукового - для музики, языкового - для литературы, пластический^-пластического-объемно-пластического - для скульптуры и т.п.).

Причиной распределения искусства на виды есть багатоаспектнисть типов практики человека в сфере художественного овладения мира. Так, И. Кант усматривал ее в богатстве способностей субъекта, Г. В. Ф. Гегель - во внутренней дифференциации объективной идеи, а французские материалисты - в отличиях художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописце и др.

Виды искусства связаны с конкретным историческим периодом, социально-политической ситуацией, культуротворчим процессом, научно-техническим прогрессом и т.п..

Итак, фундаментом классической мистецько-видовой структуры есть: архитектура, скульптура, живопись, музыка, хореография, театр, кинематограф.

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Г. , '1976.

Буало Никола. Искусство поэтическое. - Г. , 1967.

Волков И. Ф. Творческие методы и художественные

системы. - Г. , 1989.

Еремеев А. Ф. Границы искусства. - Г. , 1987.

Идеология, мораль, искусство. - К. , 1990.

Кучерюк . Ю. Социальные функции искусства //

Эстетика. - К. , 1991.

Левчук Л. Т. Западноевропейская культура XIX ст. //

История мировой культуры. - К. , 1994.

Мазепа В. И. Художественная реальность в составе

культуры // Искусство: художественная реальность и

утопия. - К. , 1992.

Минералов Ю. К. «Поэзия есть преобразования мысли» (К

поетики О. О. Потебни) // Философская и социологическая

мысль. - 1993. - № 3.

Панченко В. Ґ. Искусство в контексте культуры. -

К. ,1998.