Традиции эстетичного воспитания в Украине


Особое внимание вызывает специфика интерпретации эстетичного воспитания в Украине. Можно предположить, что практика эстетичного воспитания начатая еще легендарными братьями-просветителями IX ст. Кириллом и Мефодием, действие которых было отмечено Нестор-летописцем. Просветители из Солуни перевели Апостол и Евангелие, и «рады были славяне, которые услышали [слова] о величии божью своим языком. А после этого перевели они Псалтырь, и Октойх, и другие книги»*.

Определенной мерой своеобразный процесс эстетичного воспитания осуществлялся Ярославом Мудрым: сведение собора Святой Софии в Киеве, открытие школы и библиотеки.

Фактически каждый исторический период в истории Украины так или иначе связан с проблемой эстетичного воспитания, но логическим итогом этого процесса становится создание Киево-Могилянской академии (1632), что органически объединяла просветительскую деятельность по эстетичным усовершенствованием личности и представляла собой яркую модель связи педагогики и естетики. «Киево-Могилянскую академию сравнивают с такими национальными святынями и светочами знаний, как Оксфорд у англичан, Сорбонна у французов, Карлив университет у чехов, Ягеллон-

ський университет у поляков»**.

В практике образования и воспитание Киево-Могилянской академии была естественно отражена специфика украинской национальной культуры, которая, с одной стороны, неразрывно связанная с собственными корнями, древнеславянским мировосприятием, спецификой древнеславянской мифологии, а с другого - непосредственно соотнесенная из общеевропейским культуротворчим процессом, ориентированная на теоретические поиски науки Нового времени. Здесь показательными выдаются трансформация в плоскость украинской культуры эстетичных принципов бароко и возникновение нового, уникального явления - украинского бароко.

Следующий этап практики эстетичного воспитания в Украине ассоциируется с именем выдающегося философа-просветителя Г. С. Сковороды. О его эстетичных взглядах уже шло в первой части нашего пособия. Важное место в структуре философсько-естетичной концеп-

*Лтопис русский / Пер. с давньорус. Л. Е. Махновца. - К. , 1989. - С. 15. **История мировой культуры / Под ред. Л. Т. Левчук. - К. , 1997. - С. 432.

265

ций Г. Сковороды занимает проблема эстетичного воспитания. Под принципиально новым углом зрения украинский мыслитель интерпретировал проблему самопознания, делая ударение на необходимости каждому человеку четко сознавать свою роль в природе и обществе, найти свое «настоящее лицо».

Идеи Г. С. Сковороды имели значительное влияние на процесс художественного творчества. Так, теория «трех миров»: «макрокосм» (природа), «микрокосм» (человек) и «мир символов» (Библия) была интерпретированная М. Булгаковым в его романе «Мастер и Маргарита», а сам философ стал одним из прототипов главного героя произведения.

Выдвигая идею синтетического исследовательский приема истины, Г. Сковорода настаивал на необходимости активного взаимодействия философии и искусства, и это стало краеугольным принципом его теории воспитания гармонической личности. По мнению мыслителя, философ должен быть пророком, а задача искусства соответственно заключается в том, чтобы предусмотреть будущее.

Идея Г. С. Сковороды нашла свое яркое подтверждение в художественной, прежде всего литературной, практике XIX-XX ст. (Т. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинский, О. Кобилянська, В. Вин-ниченко, М. Вороной, М. Волновой, Л. Костенко и др. ). В этой связи показательным выдается выражение украинского поэта и публициста Е. Маланюка, наследство которого сегодня активно начинает исследоваться теоретиками, по поводу творчества Леси Украинки, которую «полностью воспринять может лишь современный читатель».

Развитие процесса эстетичного воспитания стимулирует феномен культуры (от лат. сиииига - уход, образование, развитие) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в темах и формах организации ее жизнь и деятельности людей, а также в создаваемых ею материальных и духовных ценностях. Общетеоретические определения термина «культура» открывают возможность обратиться к проблеме украинской национальной культуры, рассмотреть ее специфические особенности.

В связи с этим необходимо сосредоточиться на феномене давньо-слов'янськой мифологии. что стимулировала развитие национальной культуры и искусства Украины. Вместе с тем следует учитывать фактор вхождения древнеславянской мифологии к структуре индоевропейской мифологической системы, который обусловил «открытость» украинской культуры, ее органическое существование в пределах общеевропейского культурного пространства.

Изучение проблемы эстетичного воспитания свидетельствует, что найдиевишим его мероприятием, которое органически объединяет сугубо эстетичные задачи

266

с государственно-патриотичными, есть диалог между художником и аудиторией. Ярким примером, который подтверждает нашу мысль, есть известный стих М. Вороного «Красота!» (1912):

«Ее я прославляю и хвалю И каждую ей минуту Готовь оддати без сожаления. Мой друг, я Красоту люблю. . . Как родную Украину!»*Итак, краеугольным принципом, который должны определить направление эстетичного воспитания в условиях независимой Украины, должно стать учета лучшего культурно-художественного опыта прошлого, его корректное использование в пределах принципиально нового периода истории. Ощущение принадлежности к культуре большой страны, которая вписана в европейский контекст, является найпродуктивнишим мероприятием эстетико-патриотичного воспитания интеллектуального потенциала независимой Украины. Именно этот подход будет оказывать содействие формированию всесторонне развитой личности, которая должных жить и работать в условиях третьего тысячелетия.

ЛИТЕРАТУРА

Азархин А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. - К. , 1990.

Борее Ю. Эстетика. - Г. , 1988. - С. 479-482. Девальд Дж. История импрессионизма. - Г. ; Л. , 1959.

Добротворский С. , Аурье А. Диалоги // Сеанс. - 1994. - № 10. - С. 141-142. История мировой культуры. Культурные регионы. // А. Т. Левчук, В. С. Грииенко, В. В. Ефименко и др. - К. , 1997.

Кияиценко П. И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания // Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. - Г. , 1990. - С. 5-23. Кучерюк Д. Ю. Культура славян. Украина в контексте культурно-исторических судеб славянства // История мировой культуры: Навч. посиб. - К. , 1997. - С. 381- 443.

Миропольська Н. Эстетичная логосфера школы // Искусство и образование. - 1996. - № 2. - С. 7-11. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. - К. , 1985.

Художественная культура и эстетическое развитие личности. - К. , 1989.

Левша Р. П. Искусство как оппозиция обыденному сознанию // Искусство в мире обыденного сознания. - К. , 1993. - С. 91-119.





Вернуться назад