Добро и зло


ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ: ЧТО ТАКОЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ?

В предыдущей лекции мы рассмотрели основные структурные компоненты морального сознания. Теперь нам принадлежит проследить это сознание в действии, выяснить, какие именно способы осмысления реальности, т.е. формы идеального действия, ей присущие. Другими словами, мы имеем обратиться к категориальному устройству морального сознания, поскольку категории - это именно такие основоположные понятия, которые выступают вместе с тем и отображением найзагальниших свойств действительности, и актуальными формами деятельности сознания, которое имеет дело с данным аспектом действительности. Скажем, ответственность есть одной из таких категорий морального сознания, поскольку указывает, с одной стороны, на неотъемлемую общую черту любой реально существующей моральной личности, а с другого - раскрывает сам способ работы, самое функционирование морального сознания, которое осмысливает мир с точки зрения ответственного субъекта, стремится выяснить границы и характер человеческой ответственности. Целиком очевидно, что существование подобных категорий свидетельствует об определенной бутгсву

вкориненисть человеческого сознания, об u реальные истоки. Уже большой немецкий идеалист-философ-идеалист Г. В. Ф. Гегель отмечал в этой связи, которая категориальная устройства вообще одолевает отличию между субъектом и объектом, утверждает «тождественность мышления и бытие». Некоторое подтверждение этому мы видим и в области морального сознания. Так, в частности, категория добрая, которое рассматривалось выше как ценность и ведущая идея морального сознания, которое непосредственно выводит ее к проблемам бытия, проблем морального устройства мира, определяет вместе с тем и фундаментальную внутреннюю форму действия самого этого сознания. Мы уже видели выше (см. лекцию 1), что одной из сущностных черты-морали есть в самый раз осмысления действительности с точки зрения противоположности добра и злая. Но из этой определяющей черты морали вытекает также и то, что составить полнее, детальнише представление о добре как фундаментальную категорию морального сознания мы сможем, лишь учитывая и категориальную специфику его одвичного антагониста - морального зла. Итак, что такое зло?

МОРАЛЬНОЕ ЗЛО, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Зло как «антиблаго» и моральное зло

Подобно до того, как моральное добро имеет своей предпосылкой более широкую онтологическую и мировоззренческую категорию блага, зло как собственно моральная категория также опирается на более широкое, еще позаетичне его толкование, в котором оно возникает не как «антидобро», а как «антиблаго». Наводнение или землетрясение, которые вызвали человеческие жертвы, - это, конечно, зло, и большое, но к морали (по крайней мере человеческой) оно ни одного отношения не имеет. Взлом в таком понимании есть вообще все то, что подрывает продуктивные потенции бытия, мешает реализации его назначение, разрушает, в частности, условия и средства выживания, физического и духовного развития человека. Однако собственное о моральном зле мы говорим не тогда, когда сталкиваемся с подобными деструктивными проявлениями самыми по себе, хотя какими бы неприятными

или губительными для нас они были. Моральное зло имеет место тогда, когда отрицательные явления и процессы действительности возникают как следствие сознательного волевизначення субъекта, когда за ними раскрывается соответствующий волевой акт. Другими словами, моральное зло -это зло, которое человек избирает; избирает той или другой мерой, в силу тех или других причин. Осмысление этих причин выбора зла, постижение тайны происхождения зла в воле субъекта всегда оставалось одной из найпекучиших проблем теологии, философии, этики. Можно сказать, что данная проблема неизменно оказывалась гостришою, чем проблема происхождения добра: ведь добро, как мы видели выше, так или иначе связанное с положительным развитием бытие как такого, реализацией его целостного назначения, а итак, и целостного назначения человека как частицы бытия. В этом понимании добро будто более «естественное» для человека, отвечает положительной скерованости ее существования. Отсюда, за формулированием М. Бубера (1878-1965), «зло не может совершаться всей душой, а добро может совершаться только всей душой»' Но чему тогда случается, что человек все же таки избирает зло? Откуда вторгается оно в добропорядочный космос наших положительных жизненных ценностей? Этот вопрос мы в скором времени рассмотрим; но ради глибшого его понимания начнем по вопросам простиших.

Виды морального зла и единство его природипередусим учтем то, что моральное зло, равно как и добро, чрезвычайно разнообразное в своих конкретных проявах. «Общая история бесчестия», которую задумал заключить современный аргентинский писатель X. Л. Борхес, могла бы, очевидно, содержать множество оригинальных образов и идей - хотя и монотонных повторений в ней тоже было бы немало. Впрочем, относительно общей структуры морального зла в большинстве етикив сомнений нет. Как отмечает, в частности, современный исследователь А. П. Скрипник, в моральному злые можно выделить такие две главные «протоформи». Первую из них образовывает такое господство субъекта над людьми и окружающим свитом, такое их использование, которое наносит им ущерб, приводит к их разрушению и гибели. Другу - такое подчинение субъекта внешним обстоятельствам и своим собственным наклонам, которое ведет к преобразованию им самого себя на пассивный предмет докладывания стихийных сил, на простое средство





Вернуться назад