Моральные проблемы человеческой деятельности поступок как первоэлемент моральной деятельности


. . . 4 сентября 1965 г. в незадолго перед тем открытом столичном кинотеатре «Украина» происходила премьера фильма С. Параджанова «Тени забытых предков». Встреча творческой группы со зрителями, которая предшествовала показательные ленты, была по-настоящему волнительной: ведь всемирно признанный шедевр в конце концов могли увидеть и оценить на родине, куда его так долго не допускали. Выступали режиссер, оператор, кто-то с акторив. . . Аж вдруг публика услышала взволнованные слова юноши, который, все более напрягая голос, говорил о том, каких усилий стоило «пробить» этот талантливый и искренний фильм, как тяжело вообще стало дышать на Украине; об арестах, которые начались среди украинской интеллигенции. . . «Граждане! Неужели мы допустим 37-повторение го рока?!» - будто шмагав безропотные души присутствующих дрожащий от собственной правоты юношеский голос - но в динамиках уже нарастало витье, и кто-то незаметный, схаменувшися, оттягивал непредвиденного оратора от микрофона. . . Зал бурлил, люди начали привставать из мест - аж вот начался фильм. На экране поплыли волшебные карпатские виды, замерцали трагически-прекрасные эпизоды жизни, сцены жестокости и любви. И не было, казалось, в зале человека, который не ощущал бы сердцем всей полноты правды, которая вспыхнула на миг в этом столкновенье слова и фильма.

Много кто с присутствующих, как оказалось со временем, запомнил тот миг навсегда.

Юноши, который сломал крохкую благонадежность «опасной» премьеры, звали Иваном Дзюбою. Его протест поддержали Василий Стус, Вячеслав Чорновил, которые были в зале. Все они в скором времени поплатились. Стуса, в частности, было отчислено из аспирантуры Института литературы АН УССР, со временем за продолжение «диссидентской» деятельности арестовано и осуждено. Умер он в спецта-бори на Урале 4 сентября 1985 г. -день в день через 20 лет после того пам'ятного для киевской интеллигенции вечера. . .

Итак, что такое поступок?

Предыдущее определение представлено в названии этого раздела. Как в области трудовой деятельности человека элементарной осмысленной целостью является реализация той или другой цели, в области научного познания - установление или открытие определенной истины, в искусстве - создание художественного образа, так в околице собственно моральной активности такой целостью, которая предоставляет последний завершеной и осмысленной формы, возникает не что другое как учинок. Все дело, однако, в том, как понимать самую моральную деятельность, ведь, с одной стороны, она не существует как что-то особое рядом с другими предметное определенными разновидностями деятельности людей, из другого же - имело не в каждом из этих разновидностей деятельности - экономике, политике, спорте и т.д. и т.п. -рано или поздно отыскивается свой собственный моральный аспект.

Чаще всего, если не учитывать промежуточные позиции, встречаются два подхода к пониманию сути моральной деятельности - более широкий и более узкий. Согласно первому, более широким подходом, деятельность есть моральной, если согласовывает с требованиями морали, ее нормами и ценностями. Если человек добросовестно исполняет свой долг, с уважением относится к ближним, придерживается правил порядочности, в нас есть основания считать ее поведение, ее деятельность моральной - в отличие от деятельности аморальной, что поднимает предписания морали.

В вужчому же понимании собственное моральной есть лишь такая деятельность, которая грунтуется на осознанном выборе ее субъекта и имеет целью активное утверждение определенных моральных ценностей. С такой точки зрения можно говорить о доминирующем моральном значении тех или других проявлений человеческой активности как об их специальном признаке, совсем не считая при этому все другие формы этой активности чем-то обязательно аморальним.

Указанное различение есть важным для нас, поскольку оно дает возможность понять, что, вообще говоря, настоящий моральный учинок является явлением редчайшим в повседневной человеческой жизни. Можно быть честным, порядочным, добрым человеком и не осуществлять при этом никаких учинкив - пока сложность морального поведения остается сугубо «технической» сложностью выполнения определенных обязательств и не тянет за собой сомнений относительно самых духовно-моральных основ, которое их репрезентует данная личность, связывая с ними представление о собственном достоинстве. Иначе говоря, если определенная обязанность есть несомненной, выполнять его легко в моральном отношении (даже если в отношении физическому это требует предельных усилий всего человеческого естества), и особой потребности в такому «кванте» сугубо моральной активности, как учинок, не возникает. Другая дело, когда эта несомненность отпадает и мы сознаем проблематичность, дискусийнисть ценностных основ нашего бытия, сознаем, что отстаивать их в полемике с оппонентами, можем лишь путем собственного выбора, собственного ответственного действия. Именно в таком случае простой отказ плескать в ладони, простое намерение разговаривать на родном языке становятся учинком - не потому, что тяжело, дескать, выполнять требования человеческой морали, а потому, что нужно защищать ее духовно-ценностные основы. Учитывая сказанное, поступок можно определить как практический акт целенаправленного утверждения определенных моральных ценностей в ситуации, где эти ценности берутся под сомнение или отрицаются. Беручися защищать данные ценности, человек будто выступает из ряда (отсюда русское «поступок»), отделяется от массы, вмешивается в открытую подиевисть бытие, розв'язку которой заранее предусмотреть невозможно. Именно отсутствие онтологических гарантий относительно стверджуваних ценностей и связанная с этим неизбежность морального риска отличают учинок от того, что называется «героическим учинком» или подвигом, - действие, направленного скорее на достижение определенной цели, чем на ее полемическое утверждение в мире. Подвиг - сдвинуть из места, «подвигнути» какую-то вконец трудную в физически-жизненном отношении, но несомненно нужное дело. Поступок - сделать что-то по решению собственной совести, на свой страх и риск, без ожиданий на общее одобрение собственных моральных мотивив.





Вернуться назад