ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Если говорить о средневековой литературе, то на территории современной Англии сохранились памятники рунической письменности англосаксов (надписи на мечах и предметах домашнего быта, надпись на высеченном с камне кресте в селе Рутвелл в Шотландии). Известно о существовании песен, которые выполнялись во время свадебных и похоронных обрядов, в процессе работы, во время военных походов. Сказание, легенды и песни передавались из рода в род. Их выполняли певца, который имелись в каждом племени.

Различались певцы-поэты (скопи), что были творцами песен, которые выполняются ими, и певцы-исполнители (глимени), что исполняли песни, созданные другими.

Языческие жреци запрещали записывать поэтические произведения; их запись начала осуществляться учеными монахами после принятия христианства. Но записано было далеко не все; много записей не сохранились, а много которые из них неоднократно изменялись в дальнейшем и подвергались христианизации.

Датирование сохраненных произведений представляет значительные трудности. Точные даты создания многих произведений средневековой литературы не установленные. Время возникновения произведения, его первоначальная запись и появление сохраненной до сих пор редакции не всегда совпадают.

Так, наиболее значительный с сохраненных произведений средневековой поэзии - поэма Beowulf - дийшла к нам в списках Х в. , а возникновение этого памятника относится приблизительно к VIII ст. Первое английское издание поэмы осуществлено в 1833 г.

Beowulf - один с образцов средневекового героического эпоса. Поэма возникшая на основе старинных немецких пересказов, которые относятся к языческим временам. Эти пересказы появились в среде немецких племен задолго к их переселению на территорию Британии. Действие поэмы происходит на берегах Балтийского моря, и в поэме нет вспоминания о Британии.

Beowulf повествует о приключениях отважного геатського витязя Беовульфа, который лишил Данию от страшного морского чудовища Гренделя.

По своему составу поэма о Беовульфе - явление сложное. Редакция, которая дошла к нам, свидетельствует о том, что положенные в основу рассказа сказочные мотивы были переработаны со временем соответственно принципам героической эпопеи. Мотивы сказаний времен раннего средневековья (описания боев с морскими чудовищами и драконом, которые имеют параллели с народных сказках и исландских сагах) соединяются в поэме с элементами, которые свидетельствуют о более поздней переработке их в духе христианской религии. Из текста поэмы исчезли имена языческих богов, но упоминаются библейские имена (Авель, Ной) и библейские пересказы (о потопе); Грендель названный потомком Кайна, а морские чудовища - исчадием ада; в уста Беовульфа вложенные наставления христианского характера. В поэме неоднократно упоминается о вмешательстве бога в событии, которые происходят, (Беовульф побеждает чудовище, так как этого желает бог); в первую часть поэмы включены строки.

Книга становится более привязанной к реальной жизни, которая обозначилась на ее формате, который значительно уменьшился, приобретает распространение учебная литература, а также записи поэтических и прозаических произведений. Создание книг перестает быть делом исключительно церковных осиб.

Литература XII-XIII ст. имела преимущественно разоблачительное направление относительно существующих порядков. Особое место занимала поэзия вагантив (от немецкого - бродячие люди), которые впервые появились в Германии и Франции. Творчество вагантив была вольнодумной, озорной, а итак очень далекой от аскетических идеалов средневековья - они воспевало беззаботное веселье, свободная жизнь, разоблачали зажерливисть католического духовенства.

В XI-XII ст. сформировался героический эпос. Наиболее известным произведением этого жанра в Франции стала "Песня о Роланде", в какой коварной измене противопоставляется патриотичная верность. Ради своего сеньора главный герой готов вытерпеть большие страдания и, даже, отдать свою жизнь. Выдающейся памяткой немецкого героического эпоса есть "Песня о Нибелунгив", в которой рассказывается о гибели Бургундского королевства под ударами гуннов в 437 г. , возвеличиваются рыцарские обычаи Германии XII ст. Морально-этический образ рыцаря наделялся чертами, которые могут быть признаны общечеловеческими моральными ценностями, - рыцарь должен молиться, избегать греха, спесивости и негодных поступков, защищать вдов и сирот, воевать лишь за справедливое дело.

При дворах сеньоров появилась куртуазная поэзия, которая прославляла интимные чувства и культ служения "прекрасной даме". Этот культ занимал центральное место в творчестве трубадуров - провансальских поетив, среди которых были и рыцари, и большие феодалы, и простые люди. Поэзии трубадуров присущий разнообразие жанров: песни любовные, лирические, политические, песни, которые высказывают тугую по поводу смерти какого-то сеньора. Большой популярностью пользовались и куртуазные романы с таинственными приключениями, очарованными людьми, чудотворными явлениями и т.п..





Вернуться назад