Естетика средневековья

Главная - Культура - Естетика средневековья

Опираясь на теоретический опыт, накопленный на первых этапах своего становления, естетика продолжала активно развиваться в пределах общефилософского знания и в следующих столетиях, занимая весомое место в динамике формирования европейской и мировой культуры. В истории развития эстетики в пределах общефилософского знания важное значение малая эстетика средневековья.

Для более четкого представления о специфике эстетики средневековья, ее место и роль в истории науки вообще следует учитывать особенности этой эпохи: собственность феодала на землю и частичную собственность на крестьянина, профессионализацию населения и его жесткое социальное размежевание, распространение и укрепление религиозной идеологии. Пор средневековья связанные с упадком экономической и культурной жизни Западной Европы и вместе с тем с концентрацией духовной жизни вокруг представителей религиозного мировосприятия.

Понятие «средневековье», «средние возрасты» охватывает довольно продолжительный и пестрый исторический период: от конца V - к началу XVI ст. , а на севера Европы - к середине XVII ст.

Становлению средневековья предшествовал раскол римского мира после учреждения императором Константином в 324 г. города Константинополя - так называемого Нового Рима. В 330 г. Константинополь становится резиденцией императора, и с того времени Запад и Восток (Византия) начали развиваться разными путями. Приблизительно в это самое время начинается характерное для средних возрастов смешение народов, которое предоставило культуре средневековья особого колорита.

Именно в этот сложный период формируется представление о творческом потенциале новой религии - христианства, о консолидирующей роли нового Бог - Христоса. Постепенно христианство становится основным элементом мировоззрения средневековой Европы.

Христианство - одна из мировых религий, которая возникла в Ґ ст. н.э. Имеет три направлений: православие, католицизм и протестантизм. Главный источник вероучения - Библия.

Естетика раннего средневековья связанная прежде всего со взглядами АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА - одного из первых теоретиков средневековья, который прошел сложный путь формирования собственной теоретической позиции. Родившись в семье римского патриция, Августин был воспитан в традициях языческого мировосприятия. Тем не менее позднее он начинает исповедовать христианство, постепенно присоединяясь к католицизму. Вместе с тем Августин старался широко использовать античное наследство, знакомить своих современников с философскими взглядами этих пор.

Позиция Августина относительно решения эстетичных проблем была довольно противоречивая. Как высокообразованный человек, Августин захватывался искусством, в частности музыкантом и скульптурой, склонялся перед красотой внешнего мира, совершенством природы. Вместе с тем, как глубоко религиозный человек, он осуждал себя, как казалось ему, за греховную любовь

АВРЕЛИИ АВГУСТИН (БЛАЖЕННЫЙ)

(354-430) - христианский теолог и церковный деятель. Епископ г. Гиппон в Северной Африке. Автор книги «О граде Божий», в которой он «земному граду» - государству - противопоставляет «град Божий» - церковь. Важное место в культуре Европы занимает автобиографическая работа Августина «Исповедь», на страницах которой воспроизведена психология становления личности.

к красоте, к искусству. Преодолеть эти разногласия, по мнению философа, помогала пифагорийская концепция красоты как гармонии. При этом он считал, что гармонию следует толковать как гармонию пропорций, как числовой порядок, который, опираясь на позицию Пифагора, можно противопоставить чувствительной красоте красоту духовную, сверхчувствительную. Философ делает ударение на определении земной красоты как отражения красоты божественной.

Важное место в эстетике Августина занимают проблемы видовой специфики искусства, прежде всего художественные возможности зрелищных искусств. Особое внимание Августин уделяет театру и анализирует его роль в римской культуре, в жизни обычных римлянинов. Он особенно отрицательно оценивает театр и считает, что драматурги и актеры оказывали содействие формированию аморального поведения, «греховности» граждан Риму. В работе «О граде Божий» философ старается создать образ идеального, «морального» города, в котором нет театра - символа греховности.

Взгляды Августина повлияли на дальнейшую традицию отношения церкви к искусству: церковь использовала искусство и вместе с тем применяла жесткую цензуру.