Естетика Возрождения

Главная - Культура - Естетика Возрождения

Общий период Возрождения датируется от последней трети ХИП к киния XVI ст. В отдельных странах Возрождения длилось к началу XVII ст.

Важным периодом в развитии европейской эстетики были пор Возрождения (от франц. Кепаикзапсе - возрождение). В зависимости от исторических условий конкретной страны ренессансные процессы оказывались с определенными отличиями. Найпослидовнише эволюция Возрождения происходила в Италии, где четко отличаются конкретные этапы:

Из эпохи Возрождения начинается становление современной науки, прежде всего развитие естественного знания. Своеобразными источниками научного процесса эпохи Возрождения были, во-первых, античная культура, философия, идеи античных материалистов - натурфилософов, а во-вторых, восточная, в частности арабская, философия, наука, которая в XII-XVIII ст. обогатила Западную Европу знаниями в естественной сфере.

Естетика Возрождения, как и философия этого периода, обусловленная развитием товарного производства, торговли, расцветом городской культуры на границе XIV-XV ст. Как уже отмечалось, эпоха Возрождения начинается в Италии, а позднее охватывает большинство стран Европы. В этот период возникает профессиональное искусство, происходит окончательный разрыв искусства и ремесла, полностью определяется понятие «ремесло» - совершенное знание дела, которым человек занимается, ремесло - это путь к профессионализму. В условиях Возрождения формируется связь «ремесло - профессионализм - творчество», проявление которого довольно четко прослеживается в научной деятельности и в художественном творчестве. Особый интерес в этом аспекте вызывают работы ЛЕОНА БАТПСТА АЛЬБЕРТЕ (1404-1472) - научный работника, теоретика искусства итальянского Возрождения, теоретические разработки ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) - итальянского художника, инженера, архитектора, философа и теоретика искусства, природодослидника, который утилив в себе универсальный гений эпохи Возрождения, МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564) - выдающегося итальянского скульптора, живописца, поэта, представителя Высокого и Позднего Возрождения, АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА (1471-1528) - немецкого живописца, теоретика искусства, наивидомишого представителя немецкого Возрождения.

Довольно упомянуть о научных разработках в околице механики, оптики, химии, которые связаны с именем Леонардо да Винчи; об изобретении печатного станка, компаса, о гелиоцентрической концепции Миколая Коперника, о географических открытиях Христофора Колумба, Васко да Гаммы и Фернана Магеллана; о досвидний методе научного познания Френсиса Бекона; о морально-этической бескомпромиссности Джордано Бруно, чтобы осознать величие Возрождения, его особое место в истории человеческой цивилизации.

В эстетике Возрождения делается ударение на роли человека как в реальной жизни, так и в искусстве. Значительно распространяется проблематика науки, происходит активное взаимодействие эстетичного и искусствоведческого подходов к действительности, искусству, обращает внимание заинтересованное отношение, например, Леонардо да Винчи к проблеме цвета, перспективы, законов пространственного изображения: «Предмет, который отдаляется от глазу, теряет в величине и красках столько, сколько он приобретает на расстоянии».

Специфика эстетики Возрождение заключается и в том, что именно в это время происходит постепенное распределение эстетики и теории искусства. Лишь необходимость глубокой связи между научными знаниями и художественной практикой воспринималась представителями Возрождения как путь к истинному, объективного отражения действительности искусством. Такое понимание связи научного знания и искусства наиболее четко высказано Леонардо да Винчи: «Изучай сначала науку, а потом обратись к практике, рожденной этой наукой».

Следует отметить, что теоретики пор Возрождение не обминали найскладниших проблем эстетики, в частности проблемы прекрасного, специфики художественного творчества, эстетичного идеала и т.п.. По их мнению, красота, прекрасное, идеал является свидетельством эстетичной наполненности реального мира, природы, человека. Эстетичное, по одному из теоретиков этих пор Лоренцо Валла, стимулируется человеческими чувствами, прежде всего зрением, слухом. Ориентация на чувствительные возможности человека, на красоту ее реальной земной жизни дала возможность пор Возрождение постепенно сформировать свой идеал - яркая, сильная, непересекающаяся личность, которая стремится совершенства, счастье через саморазвитие, самосовершенствование, реализацию творческих возможностей. Человек новых пор - натура активная, даже титаническая за своим интеллектуальным и эмоциональным потенциалом.

Важное место в истории ренессансной эстетики занимают проблемы теории искусства. Следует заметить, что и Леонардо да Винчи, и Альбрехт Дюрер, и нидерландский искусствовед Варель ван Мандер

продолжают развивать предложенную Аристотелем тезис об искусстве как наследование природы («мимесис»). Так, Дюрер утверждает, что, чем точнее произведение искусства отвечает природе, тем и [он] кажется прекраснишим: «Не фантазируй никогда, что ты можешь сделать что-нибудь лучше, чем та творческая сила, которую бог предоставил созданной им природе». Мысли, близкие к высказыванию Дюрера, можно встретить в роботах практически всех теоретиков пор Возрождения. Так же наиболее распространенной точкой зрения этого периода есть признания живописи «найгидни-шим и найрозумнишим» видом искусства, а другие искусства - музыка, архитектура - должны подчиняться требованиям живописи. Такая высокая оценка живописи во многом предопределялась убеждением представителей Возрождение, что искусство должно опираться на принципы реализма, а живопись наиболее выразительно воплощала представление о реализм.