Историческая типология искусства

Главная - Культура - Историческая типология искусства

Искусство, как и каждое социальное явление, имеет свою историю, которая начата наскельними изображениями животных, ритуальными танцами и пениями, каменными идолами и т.п.. Длится и обогащается она и поныне, когда рядом с живописью и музыкантом, театром и архитектурой существуют кино и телевидение, дизайн и балет на льду. Как рождались и изменялись на протяжении тысячелетий художественное творчество и эстетичная деятельность человека? Или можно говорить о восходящем характере развития искусства, или каждый его исторический этап есть самоценным и самодовлеющим? Что имеется в виду, когда речь идет об историчности изменений искусства?

Сегодня уже общеизвестно, что понимание развития искусства как прогресса не является правомерным. Неопровержимым есть и то, что определенные периоды его розвою не совпадают с общим развитием общества, причем это касается как отдельных видов искусства, так и художественного производственного процесса в целом. И вдобавок высочайшая сложность состоит в потому, что произведения искусства прошлых эпох дают нам настоящее эстетичное наслаждение и определенной мерой выступают как норма, зразок.

Вот почему автоматически переносить на историю искусства традиционные представления яро движение по восходящей, равно как и попытки объяснять неравномерность художественного развития метаморфозами самого искусство-дело более чем сомнительная, а итак, бесперспективная.

Конкретно-историческая форма общественной практики, которая грунтуеться прежде всего на определенном типе общественного производства, порождает специфический эстетичный опыт, который детерминуеться определенной сферой усвоенного человеком бытия. Поняло, итак, что на ранних этапах человеческого развития, когда основные усилия человека были направлены на упорядочения внешнего мира и осознание специфики человеческой жизни, художественные формы мы ищем и находим в тех сферах, которые связаны с производством утилитарных предметов, созданием социального пространства и осознанием социального времени. Прикладное искусство, архитектура и мифология в самый раз и е теми художественными формами, которые опосредствуют конкретно-исторический и эстетичный опыт. Положительные сдвиги в общем социально-экономическом положении общества, развитие науки делают доступным и необходимым все более активнее овладевать внутренним свитом человека, углубляться в ее социальные отношения. И именно это стимулирует появление литературы, живописи, музыки. Благодаря эстетичному опыту искусство время от времени открывает новые сферы, которые требуют рядом с практическим эстетичного и художественного овладения. Развитие искусства состоит именно в беспрерывном открытии новых сфер опыта и новых структур их художественного овладения.

Такая взаимосвязь всех элементов общественно-исторической практики и эстетичного опыта общества дает возможность разделять историю искусства в соответствии с историческими эпохами, которые прошло человечество. Правомерность таких понятий, как «искусство первоначального человека», что за продолжительностью охватывает почти три четверти истории человечества, обусловленная прежде всего характером материального производства, которое не выходит за пределы собирания и охота. Самое содержание практики и опыта человека на ранних этапах истории определил и характер художественной деятельности, которую причисляют к истории искусства с большими предостережениями. Эпоха варварства, когда человечество осуществляло переход от собирания и охоту к продуктивному хозяйствованию, времени формирования моногамной семьи и первых политических организаций общества, характеризуется принципиальными завоеваниями, которые обусловили переход к цивилизации, ф. Енгельс по этому поводу пишет: «Усовершенствованные железные орудия, кузнечный мих, ручная мельница, гончарная круг, изготовление масла и виноделие, развитие обработки металла, который переходит в художественное ремесло, повозки и боевая колесница, построение судов из бревен и досок, зачатки архитектуры как искусства, города, обнесенные кругом зубчатыми стенами с башнями, гомеривський эпос и вся мифология-ось главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию» '.

Укажем, что привлечение этих периодов человеческой истории к истории искусства - достижение искусствоведения и естетики последнего столетия. Изучение реликтовых обществ, которое проводят этнографы, результаты археологических исследований, достижение антропологов дали возможность реконструировать генезис эстетичной и художественной деятельности человека, проявить заложенные в самой природе этой деятельности возможности, которые реализовались на более поздний этапах цивилизации.

История искусства, которой ее сформировала в XVIII ст. европейская наука, начинала отсчет из греческого и римского античных искусств как древнейших с известных человечеству. Отец истории искусства Винкельман, создав «Историю искусства древности» (1764 г. ), заложил в своем произведении идею понимания искусства как общественной деятельности большого значения, как выражение глубинных и найсуттевиших порываний народа. Вместе с тем Винкельман с презрением отнесся к искусству Старинного Востока, западноевропейского средневековья, народов других регионов, которое не отвечало идеала античного искусства. Выступив против крайностей эстетичных идеалов Вин-кельмана, немецкие романтики Ток, Вакенродер, брать Шлегель и другие подняли на щит искусство народов, которые остались вне «Истории» Винкельмана. С увлечением говорили они о таинственно и величественное искусство Старинного Востока, а также западноевропейского средневековья. Большое уважение Винкельмана к свету ума в искусстве античности романтики дополнили утверждением величия человеческих эмоций, чувств, страстей.