Культура Африки


Вера в то, что умершие влияют на жизнь своих потомков и служат гарантами их земного благополучия, является характерной чертой большинства традиционных религий Африки. Обряды, содеянные в честь родственников, которые пошли, занимают чуть ли не самое заметное место в культовой практике многих африканских народив.

Можно сказать, что ни одна сколько-нибудь значительное событие в жизни коллектива не обходится без принесения «жертв» предкам. Парадокс современной ситуации заключается в том, что мировые религии в известной мэре оказывали содействие консервации культа предков в Африке, прервав процесс его «естественного умирания». Больше того, в некоторых христианско-африканских церквях (например, в кинбангизми) культ предков переживает свой «ренессанс».

Представляют интерес такие формы африканских традиционных религий, как знахарство и волшебство, которые очень крепко слиты с другими верованиями. По представлениям африканцев, видуни владеют урожденной вредной силой, субстанцией, которая разрешает им приводить порча, не делая магических обрядов, не применяя заклинаний, не употребляя зелье. Другими словами, акт знахарства - это психический акт, акт сознания. Колдовство же - это совокупность магических обрядов, приемов, способов, с помощью которых верующий человек стремится повлиять на других людей, явления природы, ход событий. Колдовство может быть благотворным, направленным на благо общины, или же вредным, т.е. людям, которая причиняет вред. Вредное колдовство и называется «волшебством», а люди, которые занимаются вредным колдовством, - соответственно «волшебники».

Видунив и волшебников ни в коем случае нельзя путать со знахарями, гадателями, жрецями и другими служителями культа. Этнографы-африканисты (М. Фортес, Э. Дитерлен и др. ) пришли к заключению, которое если служители культа - это официальный, узаконенный и контролируемый обществом канал связи с потусторонним, то видуни есть символ неконтролируемого, незаконного вторжения нечеловеческого в человеческий мир. Другими словами, вера у видунив - не что другое, как вера у существования среди людей тайных носителей зла, чья человеческая оболочка - не больше чем личина, которая прячет их искреннюю «нечеловеческую» сущность. Можно сказать, что видун, по представлениям африканцев, - это «чужой», враг, который прячется под маской «своего». В современной Африке знахарство и волшебство все еще влияет на сознание большинства людей, сильнее в селе, слабее в городе.

И в конце концов, общим для традиционных религий черной Африки есть обряды и инициации, которые представляют собой ритуальный символический элемент жизни общества на ранних степенях их развития. Прохождение каждым африканцем соответствующего этапа жизненного цикла отмечают разные обряды, связанные с его рождением, возмужанием, бракосочетанием, рождением его детей, наступлением старости и, в конце концов, смертью. Все эти обряды в большей или меньшей степени окрашены религией, которая припускает элементы карнавальности. В ряде африканских народов инициации стали частью системы тайных и полутайных товариств.

Некоторые народностям Черной Африки исповедуют религии, которые кроме культа духов, или демонов, содержат в себе и другие формы религии. К ним применяют название «полидемонические религии», что содержат в себе указания на очень важный их элемент и вместе с тем противопоставление этих религий политеистическим по признаку того же элемента - почитание демонов, но еще не богив.

В результате синтеза западного христианства с традиционными африканскими верованиями в начале XX ст. возник кимбангизм. В нем переплетаются такие элементы христианства, как крест, исповедь и мессианство, и традиции стариков африканских религий, традиции фетишизма и анимизма, прежде всего культ предков. Кимбангизм дал сильный импульс развития разных афрохристиянських рухив.

Культуры Африканского континента внесли значительный вклад в копилку мировой культуры. Прежде всего в контекст европейской культуры органически вошел джаз, рожденный на основе африканских традиций, его ритмы доставляют наслаждение, поэтому он сделал молниевую карьеру и сразу был включен в классический репертуар. Появление в Европе африканской пластики мало наибольшее значение для мировой художественной пластики. Ехо культуры Черной Африки можно найти в творчестве таких больших художников XX ст. , как М. Вламинк, А. Дерн, Г. Матисс и прежде всего Пикассо. Последнему удалось соединить двухмерную перспективу, принятую в западной живописи, с третьим измерением, представленному в формах африканской скульптуры. Именно это соединение привело к кубизму. Кубистскими формами африканской скульптуры прониклись художники наиболее абстракционистских группировок и кубизм вошел в историю мировой культуры как один из интереснейших художественных направлений. Африканская скульптура появилась также источником вдохновения для творчества представителей немецкого экспрессионизма - Э. Нольде, Э. Хирхнера и др. Способность к синтезу, который характеризует искусство Черной Африки, до сих пор есть одним из направлений художественных поисков мировой культуры. Чарам африканской культуры подвергаются были такие поэты и писатели, как Гийом Апполинер, Жан Кокто и др. , а художественные круги с энтузиазмом встретили сборники мифов, поэзии и легенд, собранных на Черном континенте Лео Фробениусом, а потом опубликованных в многочисленных книгах и статьях. Можно привести ряд других примеров, которые свидетельствуют о животворном влиянии культур Черной Африки на мировую культуру, однако и так ясно их значение для людей XX ст.





Вернуться назад