Естетика как самостоятельная наука

Главная - Культура - Естетика как самостоятельная наука

В истории эстетичной науки первая половина XVIII ст. занимает особое место: в 1750 г. из печати вышел первый том теоретического трактата «Естетика», автором которого был немецкий философ и теоретик искусства Олександр-Готлиб Баумгартен (1714-1762 гг. ). Опираясь на греческие понятия ейсетикос, естаномай, естаноме, естеси, Баумгартен ввел новый срок - естетика, очертив этим самостоятельную специфическую сферу знания.

Появление потребности выделения в самостоятельную науку определенных представлений, знаний, идей, связанных с эмоциональным, чувствительным, ценностным отношением человека к действительности, к природе, обществу, к искусству, було свидетельством накопления таких новых знаний, которые уже не могли развиваться в пределах общефилософской теории и традиционных искусствоведческих представлений. О. Баумгартен, как философ, утверждал, что гносеология имеет две формы познания - естетику и логику. Первая связанная с «низшим», т.е. чувствительным познанием, а вторая - с высшим, т.е. интеллектуальным. Логика изучает суждение ума и ведет к познанию истины. Естетика же связанная с суждением вкуса и познает прекрасное. Понятия прекрасного широко используется О. Баум-гартеном, однако предмет эстетики он не определил через идею прекрасного (такая тенденция оказалась позднее, в частности в позициях Г. -В. -Ф. Гегеля и М. Г. Чернишевсько-го). Баумгартен определил предмет эстетики через понятие совершенное: «. . . Естетика - это наука о совершенном в мире явлений, о совершенстве чувствительного познания и усовершенствование вкуса» .

Когда Баумгартен сделал ударение на термини совершенное, то оказалось, что это понятие уже було объектом теоретического интереса в эстетике прошлого. Так, в работе «Метафизика» Аристотель отождествляет совершенное с прекрасным - последнее определяется философом как положительное совершенное. В восточных культурах тоже прослеживается тяготение к отождествлению совершенного и эстетичного. Арабский философ средневековья Ал-Газали, например, утверждал:

«. . . Красота предмета, его привлекательность заключается в существовании всего совершенного или того, что ему отвечает. Красота каждого предмета - в соответствии его вида совершенства» 4.

И все же надо отдать должное Баумгартену за возрождение в теоретическом обращении такого интересного понятия, как совершенное. Больше того, он поделил эстетику на два уровня - теоретическую и практическую. Первая должна была заниматься проблемой красоты, спецификой чувствительного восприятия действительности, а вторая непосредственно связывала с проблемами развития искусства. В концепции Баумгартена, таким образом, состоялась низменность предмета науки на две части: одна тяготеет к философскому знанию, а вторая - к искусствоведению. Эта тенденция закрепилась настолько, что существует и поныне, заставляя нас сегодня ставить вопрос о двопредметнисть эстетичной науки. А это, в свою очередь, является свидетельством как теоретической, так и структурной сложности предмета эстетики.

Итак, оказавшись в глубокой давности, связь эстетичного с искусством остался навсегда. В первой половине XIX ст. появилось понятие «философия искусства» (Гегель), которое удостоверило возможность постигнуть искусство не только как систему отдельных видов со своей историей и теорией, а как целостный феномен, специфика которого раскрывается через цели и задачу творческой деятельности художественно одаренного человека - художника. Этот человек не только реализует свой собственный творческий потенциал, а выступает своеобразной моделью тех высоких, неординарных возможностей, к которым должна дотягиваться каждая, так сказать, обычный человек. Творческая деятельность художника - это процесс сознательной реализации эстетичного, осознанное создание эстетичной ценности. Если в любой другой сфере человеческой деятельности эстетичное может реализоваться стихийно, неосознанно, то в искусстве одной из важнейших функций и есть функция эстетичного. Поэтому можно считать искусство высшей, сознательно созданной сферой эстетичного.

Теоретические взгляды О. Баумгартена формировались в то время, когда эстетичное знание как составная часть философии уже имело длинную и непростую историю. Это и эпоха средневековья, в условиях которой написанные произведения Августина «Исповедь», «О музыке», «О порядке»; и эпоха Возрождения, которая дала миру эстетичное наследство Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Лоренцо Валла, Пика делла Мирандола; и классицизм, основные методологические принципы которого нашли последовательное освещение в «Поэтическом искусстве» Никогда Буало. Современниками Баумгартена были выдающиеся естетики и теоретики искусства Иоганн Винкельман и Готхольд Ефраим Лессинг.

Отже, введение Баумгартеном термина естетика, а по тому и фиксация определенной области научных знаний, опиралось на значительный историко-теоретический опыт и закрепляло за наукой эстетикой йй предмет - закономерности чувствительного познание и художественного творчества.

Важным этапом в разработке проблемы предмета эстетики стал период развития немецкой классической философии. Непосредственный интерес к широкому кругу эстетичных проблем проявили Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Иммануйл Кант (1724-1804 гг. ) убежденный, что только человек может быть идеалом красоты, только человечество «может быть идеалом совершенства» 5. Итак, снова понятие совершенство выдвигается как важная координата формирования гармонии, идеала.