Эстетичный идеал

Главная - Культура - Эстетичный идеал

Эстетичная практика в своих разнообразных формах на основе продуктивного творческого воображения формирует особое духовное образование, в котором идеально соотносятся целостность, творчество, совершенство. Это - эстетичный идеал. В полном содержании эстетичный идеал можно определить и как духовную цель эстетичной практики.

Слово идеал греческого происхождения (от «идея», «понятие», «образ», «представление»). Как понятия используется в более широком понимании, имеет отношение и к некоторым другим сферам человеческой деятельности, например: идеал моральный, политический или общественный. Но в таком случае чаще речь идет об определенном принципе, сформулированном в понятиях, таких как равенство, братство, свобода и т.п.. Что касается эстетичного идеала, то он имеет духовно-практическую форму, поскольку обращенный к эмоциональной, чувствительной сферы человека или, как говорят, возникает в конкретно-чувствительном образе.

Свое самостоятельное значение понятия идеала впервые получило в эстетике классицизма, где оно тесно связано с учением о наследовании. Естетика классицизма модернизировала античное учение о наследовании таким образом, что наследование природы было дополнено наследованием идеала. Искусство должно было не только воссоздавать природу, а и улучшать, исправлять, идеализировать ее. Соответственно этой концепции расширялись границы искусства. Ведь при таком условии художник может создавать такие образы, которые не имеют реального прототипа в природе. Особой актуальности приобрело это в условиях ориентации искусства Европы на античное как на идеал. И. Кант считал, что идеал носит нормативный характер, становясь нормой и образцом для наследования: «Как идея дает правила, а идеал служит в таком случае прообразом для полного определения своих копий; и в нас нет другого мерила для наших поступков, кроме поведения этого божественного человека в нас, с которой мы сравниваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи в возможности уравняться с ней». Вместе с тем, по мнению Канта, идеал должен быть в каждом случае не только «общим», а и «индивидуальным», т.е. представляться не через абстрактное понятие, а непосредственно в форме чувствительного изображения.

В эстетике Г. -В. -Ф. Гегеля понятие идеал становится центральной эстетичной категорией, с помощью которой он определяет природу и содержание искусства как духовную деятельность человека. Для Гегеля искусство есть одной из форм познания абсолютной идеи. Специфика искусства заключается в том, что оно дает нам созерцательный^-созерцательно-созерцательное-чувственно-созерцатеЯСное воспроизведение идеи в образах, в то время как философия познает ее в понятиях, а религия - в представлениях. За Гегелем: «Идея как художественно прекрасное не является идеей как такой, абсолютной идеей, как ее должны понимать метафизическая логика, а идеей, которая перешла к развертыванию в действительности и вступила с ней в непосредственное единство» . И дальше: «Поняла таким образом идея как действительность, которая достала соответствующую своему понятию форму, есть идеал».

Идеал у Гегеля возникает как выражение положительного отношения к действительности, как утверждающий пафос творчества по отношению к существенным, главных ее тенденций. Он выступает как обновляющие силы исторического времени, как воплощение значительного конкретно-исторического содержания, которое включает в себя высшие гражданские, политические, моральные интересы общества.

Эстетичный идеал возникает как одна из форм эстетичного отображения действительности. Причем отображение не пассивного, а творческого, активного, способного отвергнуть случайное, несущественное и проникнуть в сущность предмета. Т.е. эстетичный идеал является отображением сущности предмета, явления, процесса, и вдобавок сущности высочайшего порядка, которая содержит в себе высшую форму развития реальности. Такой формой является общество, а носителем ее - общественный человек как совокупность всего общественного отношения. Эстетичным идеалом определенного конкретного общества, т.е. «чувствительным идеалом», и есть проявление через отдельный человека главных определяющих общественных видносин.

Итак, эстетичный идеал является диалектическим единством объективной и субъективной сторон действительности. Объективная сторона - это реально существующая действительность, в которой зарождаются и действуют тенденции общественного развития независимо от того, сознают их люди или не сознают. Они оказываются в жизни с большей или меньшей полнотой, которая зависит от конкретно-исторических условий. Что же касается субъективной стороны, то здесь идеалы является ничем другим, как совокупностью целей, идей, носителями которых выступают передовые общественные силы. В самом деле, эстетичный идеал должен сначала, хотя в зародыше, возникнуть в самой жизни, прежде чем он будет потом осознан в форме разных эстетичных представлений и найдет отображение в искусстве. Общественные и эстетичные идеалы фиксируют перспективу развития, отображают интересы и потребности прогрессивного развития общества и человека. Действительность не «подтягивается» к идеалу, как нередко утверждают, а развивается в идеал. Это, конечно, не означает, что общество может со временем достичь идеального состояния. Ведь движение к совершенству порождает новые противоречия, которые лишают возможности зафиксировать в состоянии общества момент равновесия. Другими словами: общество, не достигши предыдущего идеала, уже создает противоречие, которые требуют поиска идеала нового.

Поэтому совсем не случайно исследователи называют эстетичный идеал синтезом сегодня и завтра или наглядным надлежащим. Эстетичный идеал тесно связан из общественным и моральным. Так же, как и последние, соответственно развитию материальной и культурной жизни общества, развития эстетичной деятельности и искусства, исторически меняло свое содержание и эстетичный идеал. Например, для античности эстетичным идеалом служил образ завершеного, идеального человека, в котором гармонично объединялись прекрасное внутреннее содержание и замечательная внешность, гармония души и тела. В эпоху Средневековья эстетичный идеал потеряла своя связь с действительностью. Господство религиозного мировоззрения привело к тому, что земная чувствительная сторона жизни человека постоянно унижалась и обезцинювалась. В этих условиях эстетичным идеалом выступала божественная сущность, Бог как носитель чистой духовности. Он наделялся абсолютным совершенством, т.е. всеблагистю, всемогуществом, премудростью и т.ин. Человек же мог приблизиться к идеалу лишь той мерой, насколько она могла отказаться от мирских нужд и греховных чувств, прийти в своей деятельности к святости. Как сказано в Новом Завете, «ибо, если живете по плоты, то умрете, а если же духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».

В истории развития человечества эстетичный идеал нередко был обращенным в прошлое. Это происходило, когда определенные общественные группы, не находя решение жизненных проблем, начинали возвеличивать прошлое. Так, античные писатели усматривали «золотой возраст человечества» в доисторическом состоянии. Европейские просветители ориентировались в своих уявах об общественном совершенстве на Римскую республику.

При всем разнообразии толкований эстетичного идеала как выражение цели эстетичной деятельности человека в них можно угледити кое-что общее, что обусловливается основными функциями идеала.

Идеал мобилизует человеческую энергию, чувство и волю, указывая направление деятельности. Чему? Так как идеали способны опережать действительность, обнаруживать тенденции будущего. Идеал выступает как определенный ориентир, камертон, а в некоторых случаях и в значении образца, модели поведения или системы ценностей. Некоторая нормативность идеалов обусловлена их значительным эвристическим потенциалом и сущностным змистом.

Идеал служит высшим объективным критерием оценки всего того, с чем человек сталкивается в окружающем мире, который попадается в сферу ее интересов. В своей деятельности мы подсознательное, а иногда и сознательно соотносим реальное с идеалом: а какой же мерой реальное отвечает идеалу? Эстетичное в самый раз и воображает эту диалектику реального и идеального, так как только в отношении к идеалу действительность приобретает для человека эстетичную ценность.

Всякая действительность включает в себя новые возможности. И в этом понимании она недостаточная, поэтому деятельность человека направлена на будущее. В ходе этой деятельности она опирается на опыт, науку, которые дают возможность ей строить как прогноз, так и план следующего конкретного действия. Искусство же, фиксируя противоречие реальной жизни как противоречие между идеалом и действительностью, старается решить их путем преобразования этого процесса на предмет личного, субъективного переживания общественное важных проблем. Особенность этих переживаний заключается в том, что они носят катарсичний характер и происходят в форме переживаний прекрасного или безобразного, приподнятого или низкого, трагического или комического, т.е. в развитых формах эстетичного переживания, произведенных человечеством. Эстетичный идеал при этом выступает духовным ориентиром, который опосредствует эстетичное отношение к миру.

Список использованной литературы:

1. Редакция литературы из истории, права, экономики Редактора: П. М. Гвоздецький, Н. М. Шевченко Левчук Л. Т. и др.

2. Естетика: Учебник / Л. Т. Левчук, Д. Ю. Кучерюк, В. И. Панченко; За заг. ред. Л. Т. Левчук. - К. : Высшая шк. , 2000. - 399 с.

3. Кучерюк Д. Ю. Естетика работы. Ценностные отношения. Творчество. Человек. К. . , 1989.

4. Банфи А. Философия искусства. Г. , 1989. С. 113.