Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст

Главная - Культура - Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст

Из конца ХУ столетие, когда итальянское искусство достигает высочайшего расцвета, начинает Высокое Возрождение. Для Италии этот период окажись исключительно тяжелым. Военные нападения северных городов на разделенную страну, которая теряла свое могущество, необходимость борьбы за независимость, выдвинули в искусстве на первый план идеи гражданской доблести, обязанности, подвига, образ прекрасного, сильного духом и телом героя, который поднялся над будничностью. В этот период наступает недлинный “золотой возраст” итальянского Возрождения. Его искусство отказывается от деталей, незначительных деталей у имени обобщенного образа. Масштабность и обобщения - выдающиеся черты искусства Высокого Возрождения. Естественно, что творцами такого искусства могли стать только истинные титаны, которыми и были Леонардо де Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

Возрождение, которое существовало вне Италии, обычно называют северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания. Относительно искусства Нидерландов ситуация остается нечеткой. С одной стороны, нидерландские художники первыми начали использовать масляные краски, а за ними следовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения в Нидерландах работали такие известные мастера, как Ян вам Ейк, Рогир ван драл Вейден, П. Брейгель. С другой стороны, их творчество далеко не все считают ренессансной. Такой мысли, в частности, придерживается нидерландский ученый Й. Хейзинг, относя их творчество к позднему Средневековью.

В Германии наиболее известным художником Возрождения есть Альбрехт Дюрер (1471-1528), творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства. К числу высоких достижений художника относятся картины “Автопортрет”, “Адам и Ева”, “Четыре апостолы”. Кроме живописи, Дюрер известный замечательными гравюрами на дереве и меди. Наиболее известные гравюры “Апокалипсис”, “Четыре всадники”, “Рыцарь, Дьявол и Смерть”, “Битва Архангела Михаила с драконом”, “Меланхолия” и т.д. Культура эпохи Возрождения содержит огромные духовные ценности. Именно в настоящее время были заложены глубокие основания духовности общества. Эта культура обогащает нас общечеловеческими, гуманистическими ценностями, пониманием того, что истинно творческое начало бытия - человек. Ренессанс вселяет веру в безграничные возможности человека, у ее усовершенствование. Как никакая другая эпоха, культура Возрождения щедро породила плеяду гениальных художников, создала высшие духовные ценности. Тенденции культурного развития, начатые эпохой Ренесанса, нашли свое продолжение в культурах других эпох. Возрождение - это уникальный период в истории культуры, который репрезентует одновременно и эпоху, и тип культуры, и культурное явление.

От Возрождения до ХУИИ ст. в мировосприятии и психологии людей состоялся поворот в понимании роли и места личности. Гуманизм Возрождения, как известно, сформировал в людях безграничную веру в человека, в ее силу, энергию, волю; представление о гармонично организованном миру с героем-человеком в центре. Но разлад между идеалами гуманизма и суровыми, что мало зависели от воли индивидуума, законами общества, стал очевидным. Оказалось, что и самое лицо не всесильное и совсем не является вершиной Вселенной. Поэтому происходил переход от безграничной веры в человека - к унынию, отчаянию, скепсису и трагическому диссонансу человека и мира. Дальнейшее развитие буржуазных отношений в ХУИИИ ст. показал, что высвобождение лица часто приводит к господству корыстных человеческих интересов, т.е. не оказывает содействие прогресса человека.

Чему же с такой настойчивостью и упорством просветители стараются реализовать идею Возрождения о раскрепощении лица и его свободного развития в более сложных исторических условиях? В чем заключается суть идеологии просвещения? Как она воплощается в основных формах культуры?

Для Западной Европы ХУИИ ст. - это время становления капитализма, предпосылкой чему были большие географические открытия ХУ-ХУИ ст. ст. , освоение европейской метрополией практически всех частей мира.

Новые социально-исторические факторы (развитие мануфактуры, процесс бушующего первоначального накопления капитала) начали формирование новых политических и экономических структур, а итак и новую систему культурных ценностей. Завершается процесс формирования больших национальных государств, абсолютистских монархий, а затем и национальных особенностей культурной жизни разных стран, но в тот же время это разнообразие культурной жизни не исключает общих его характеристик.

Системоутворюючим фактором этой культуры стали мировоззренческие идеи, начатые научной революцией ХУИ-ХУИИ ст. Бушующее развитие естественных наук привело к целому ряду научных открытий. Гелиоцентрическая система Коперника была обоснована открытыми Г. Галилеем законами классической динамики ( свободного падения тел, инерции и относительности движения). Закон всемирного тяготения И. Ньютона дал ответ на вопрос, чему планеты двигаются не по круговым, а по эллиптическим орбитам. Только после этого явилась новая картина мира в своей относительной завершености.

Принципиальное значение для становления мировоззренческих основ культуры Нового времени малая проблема методов научного познания. Важную роль в ее решении сыграли выдающиеся философы Ф. Бекон и Р. Декарт, которые противопоставили догматизма схоластики индуктивный и дедуктивный методы.