Философия второй половины XIX ст


Естетика XX ст. - сложное и противоречивое явление, ее развитие имеет как самобытные черты, так и определенные общие признаки, обусловленные понятиям современность. В широком объеме всю эстетику XX ст. называют современной. Но у это понятия включается и более конкретный смысл - маются на внимании теоретические и художественные проблемы конкретных десятилетий. Итак, реконструируя теоретико-методологичн» поиски в эстетике XX ст. , необходимо через реалии конкретных десятилетий выйти на теоретические обобщения, и на идее, которые имеют не случайный, а закономерный характер, на идее, совокупность которых является концептуальным достоянием эстетичной науки XX ст.

XX ст. обозначенное тенденцией активного взаимодействия философского, эстетичного и художественного процессов, становлением «философии искусства» и «искусства философии», утверждением новых форм философсько-естетичного анализа действительности и искусства.

На наш взгляд, хронологическая реконструкция теоретических поисков эстетики XX ст. должны опираться на становление тех философских концепций, которые оказали непосредственное влияние на естетику конца XIX - начала XX ст. , стали теоретическим основанием авторских концепций XX ст. , обозначились на судьбы современного искусства. Среди таких философских течений отметим марксизм, позитивизм, психоанализ и интуйтивизм.

Марксизм и марксистско-ленинская эстетика. Понятием марксизм охватывается прежде всего теоретическое наследство К. Маркса и Ф. Енгельса - основателей диалектического и исторического материализма, руководителей первых международных пролетарских организаций. Марксизм был господствующей философией в условиях советской власти и выступал как методологический^-методологическое-теоретико-методологическое обгрунтування всех прикладных наук, в том числе и естетики.

Марксизм возник в контексте всей мировой культуры и учитывал достижение предыдущей философской, экономической, социальной мысли. Сознательный интерес к достижениям гуманитарных наук, в частности этики, естетики, теории и истории искусства, дал ему возможность воссоздать довольно полную картину движения творческой активности человека от мифо-символичного видения мира к становлению социального романа XIX ст.

Из многочисленных произведений Карла Маркса (1818-1883 гг. ) выделим работу «К еврейскому вопросу» (1843 г. ) и «Философский^-философские-экономически-философские рукописи» (1844 г. ). Период 1843-1844 гг. следует рассматривать как период перехода К. Маркса от идеализма до материализма, от революционного демократизма к коммунизму. В статье «К еврейскому вопросу» он определяет разность между буржуазной («политическая эмансипация») и пролетарской («человеческая эмансипация») революциями, а в статье «К критике гегелевской философии права» он формулирует идею об исторической миссии пролетариата.

С 1844 г. К Маркс работает вместе с Ф. Енгельсом (1820-1895 гг. ). Первым следствием теоретического сотрудничества становится книга «Святое семейство» - острая критика младогегельянства и разработка некоторых принципов материалистического понимания истории.

В период 50- 70-х лет XIX ст. Маркс и Енгельс осмысливают широкий круг проблем, связанных с процессом становления человека как социального субъекта, исследуют механизм формирования ее отношение к действительности. При этом особое внимание обращалось на роль созданного предметного мира как «действительной» природы человека, в условиях которой происходит ее жизнедеятельность.

Вообще высоко оценивая политические и экономические разработки Маркса и Енгельса, исследователи не раз оказывались перед дилеммой: как рассматривать их наследство? Как философскую систему и опираться на марксистскую методологию в процессе исследования эстетичных проблем? Народник М. Михайловський настаивал на точке зрения, согласно которой отсутствие систематизировано изложенной философской концепции вообще снимает вопрос о ее существовании. Он считал, что К. Маркс должен был изложить свои идеи приблизительно так, как это делал Ч. Дарвин в работе «Происхождение видов».

Близкие к позиции М. Михайловського М. Покров-ський и В. Фриче, которые в период 20- 30-х лет XX ст. утверждали, что марксистскую теорию искусства, теорию художественного творчества следует создавать, так как ее еще нет.

Мы убеждены, что теоретическое осмысление и оценка марксизма будут делаться неоднократно. В 90-условиях х лет, т.е. в период распада СССР и острой критики «советской» модели социализма, изложим лишь отдельные факты относительно теоретического становления и развития марксистско-ленинской эстетики.

После октябрьских событий 1917 г. в России были впервые опубликованные такие рукописи К. Маркса и Ф. Енгельса, как «Немецкая идеология», «Очерки критики политической экономии 1857-1858 гг. », «Диалектика природы». Эти работы дали возможность реконструировать процесс становления марксизма в целом, в том числе и эстетичную концепцию. В 30-и года советские ученые М. Лифшиць и Ф. Шиллер при поддержке и под редакцией А. Луначарського подготовили и выдали хрестоматию «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве» (1933 г. ). С того времени эстетичные взгляды Маркса и Енгельса вошли в общие достояния марксистской науки. Дополнялись они теоретическими разработками проблем классовости и партийности искусства, соотношение таланта и мировоззренческой позиции художника, критикой формализма, представленными в роботах В. Ленина.





Вернуться назад