Восприятие искусства


Искусство не могло бы создаваться и существовать, если бы тот, кто дает ему жизнь, не надеялся на то, что оно воспримется кем-то другим и приобретет силу. Среди разных форм человеческой деятельности статус художественного восприятия особый. В определенном понимании он даже решающий, так как искусство живое не только созданием новых духовных ценностей, а и неизменным воспроизведением его в восприятии. Влияя на психологию и сознание, удовлетворяя любознательность и давая познание, оно способное вместе с тем включать реципиента в действо, предоставлять ему возможность думать и общаться.

Неизменяемость уже существующего конкретного художественного произведения отнюдь не означает бесповоротность потери им активного действия, динамики изменения функций и восприятие реципиентом. Вопросы касается не столько онтологии (его бытие в фиксированной форме и стиле), сколько социологии и психологии самого времени, постоянных культурно-исторических изменений в обществе. Затем, рядом со свежими художественными открытиями длится новое прочтение еще не познанных прежде ценностей художественных достижений предыдущих эпох. Ведь меняется и самый реципиент. Он изменяется под впечатлением от всего увиденного и услышанного в новообразовавшемся симбиозе культур. Но же человечество как символический или общий реципиент такой же мерой влияет на способ художественного мимезису (от гр. -наследование, наследование действительности).

Восприятие искусства можно расценивать не как приложение к общим существующим теориям, в которых раскрывается сущность искусства, и не как разрозненные эмпирические факты чувственного, социологического, психологического или какого-то другого характера, выявленные во взаимосвязях человеческой деятельности и . искусства, а как самодовлеющую, научно и методологически обгрунтовану органическую часть ф'йлософий культуры, всеобщих идей философской эстетики. Становится понятной исключительная важность подхода к рассмотрению этой проблемы с точки зрения того, что в конечном итоге любые усилия относительно приумножения художественных достояний, цивилизационных возможностей оценок всего предыдущего художественного опыта теряют смысл, если разрушается самая цель, которой есть умотивована действие эстетичной способности, высокое духовная потребность реципиента, в роли которого могут выступать как отдельные лица, так и целые общественные группы. Довольно сказать, что на протяжении всех столетий развития и изменений в направлениях художественных процессов, наполнение их соответствующим содержанием решающего значения приобретали три основных фактора -эпоха со всем ее детерминизмом и культурно-историческими предпосылками, художник и реципиент.

К предыдущим замечаниям следует прибавить еще и то, что на протяжении всей истории своего существования искусство сопровождалось идеями художественной меры в восприятии и понимании его: воспитание и катарсис (очищение) в аристотели-вському толковании влияния на человека античной трагедии; утверждение христианской идеологии в восприятии искусства в эпоху средневековых культовых сооружений, икон, обрядовых музыкальных произведений; восприятие искусства как средства формирования вкуса; восприятие как «эстетичное видение»; художественно-эмоциональный контакт; «суггестия».

Процесс художественного восприятия в широком понимании освоения художественных ценностей с помощью активной деятельности реципиента имеет свои законы, требует знания «языка» искусства, творческого сотрудничества, развитых способностей и вкуса, эстетичного опыта и психологической сосредоточенности на объекте восприятия. Не менее важными есть владения концептуально-историческим подходом в восприятии и оценке художественных явлений, способность человека совершенствовать собственную чувственную культуру, повышать уровень эстетичного суждения.

Художественное восприятие характеризуется общими закономерностями восприятия как отображение предметов и явлений в совокупности всех их свойств и частей при непосредственном влиянии на органы чувств. Важнейшие особенности восприятия - чувствительная непосредственность, целостность, осознанность, «переживание предмета» -есть непременными в художественном восприятии. Последнее требует соответствующих привычек и развития способностей, оно зависит от психологических и некоторых других, в том числе социальных, морально очерченных, передумов.

Воспринять произведение искусства - это означает проникнуть в тайну его багаточисленних семантических оттенков настолько, чтобы проняться эмоциональностью и воображением, сопереживать, т.е. превратить информативный процесс в творчески продуктивный. Кроме того, весь сложный психофизиологический механизм восприятия и «видение» художественности как такой в искусстве не остается изолированным от культурной и социальной среды, его влияния на поведение индивида. Т.е. он настолько же детерминирован предпосылками относительно характера восприятия мира человеком, насколько определяющими остаются законы чувствительной дифференциации отношений с окружающей средой, включая мир художественных ценностей. Имея собственные законы и особенности, восприятие искусства входит в более общую систему его понимания и сущности, отображая и неся в себе другие разносторонние элементы культуры. Постижение их органической целостности, своеобразной переходности с одного качества в другую надас возможности понять природу восприятия искусства в разнообразнейший его проявах.

Следует прежде всего указать, что восприятие искусства найнезаперечнишим чином входит в контекст функций и влияния художественной культуры на процесс формирования массового общественного и личностного самосознания, сохранение и изощрение эстетичных нужд, концентрации' творческой энергии в индивиде. Затрагивая функций искусства в их разветвленном многоаспектном значении, мы тем самым больше акцентируем внимание на возможностях искусства как общественное влиятельного учреждения и лишь опосредованно предусматриваем самый факт сприйнятости его. . Коли же мы обращаемся к непосредственно развернутому пониманию восприятия искусства, то на первый план выходит раскрытие сущности субъекта восприятие, його психологическое состояние со всеми интеллектуальными, эмоциональными, продуктивно-творческими проявлениями. Ведь восприятие - это еще не конечный итог влияния искусства, а важная его предпосылка: могут так и оставаться неосуществленными замысел художника или его намерения, если не состоялось этого завершающего акта в полном понимании - не просто репродуцированного повторения, пассивного наследования, достижение подлинности искусства в тому другом, кто является реципиентом, т.е. эстетичным субъектом художественного сотворчества.





Вернуться назад