Теоретико-методологическое обгрунтування эстетичных концепций XX ст


В середине и второй половине XX ст. естетика как наука приобретала дедали большее значение и более четкой профессионализации. Это, бесспорно, обозначалось и на объемах проблематики, и на целеустремленности ее анализа, и на интенсивности включения в художественно-критический или просвитницько-виховний процессы. Итак, для более или менее полной реконструкции теоретической палитры эстетики имеют значение те направления, которые начали формироваться вже в пределах XX ст. и ориентировались на историко-эстетичную традицию относительно проблематики понятийно-категориального аппарата с учетом теоретического наследства конкретных персоналий. В XX ст. связи эстетики с философией вообще сохранились, однако приобрели новое качество - характера теоретического партнерства, а отдельные эстетичные концепции приняли на себя роль «вершинного уровня» движения философской идеи. В условиях XX ст. значительно обогатился понятийно-категориальний аппарат эстетики, разрабатывались новые области, которые можно объединить понятием практическая эстетика. 80- 90-и года проявили еще одну черту современной эстетики, а именно - интеграцию разных школ и течений, старание через теоретический диалог унифицировать понятие, категории, тематическую направленность науки.

Феноменологична эстетика. Введение в философию понятия феноменология (от гр. рьаипотепоп - явление, 1в@05 - понятие) предусматривало создание новой дисциплины - науки о формах сознания, первоначальное присущий ей, о явлениях сознания - феномены, о созерцании сущности, об абсолютном бытии. Именно так формулировал задачу новой философской дисциплины немецкий философ Едмунд Гуссерль (1859-1938 гг. ). Основная задача познания, на мысль Гуссерля, заключается в исследовании структуры «чистого сознания», что осуществляется с помощью специфического метода - «феноменологичной редукции». ,Предложенный Гуссерлем метод требовал исключения (взятие у кавычки) из предмета познания все эмпирическое, конкретное, фактическое, т.е. то, что реально существует.

Феноменологична эстетика, которая связана прежде всего с теоретическими разработками известного польского естетика Романа Ингардена (1893-1970 гг. ), старается рассматривать объекты вне их реального, материальным существованием. Созерцание и переживание объекта осуществляется на интенциональному равные. Что это означает? Понятие ичтенцио-нальнисть (от лат. ипиепиио - старание) имеет значительная теоретическая нагрузка в феноменологичний философии:

это качество любого акта сознания, соотносительность цели, замысла с предметом, это направленность на объект. В каждом интеллектуальном акте феноменологи выделяют три аспекта: 1) внутренне присущий сознанию интенцио-нальний объект; 2) способ фиксации этого объекта (восприятие, фантазирование, представление, вспоминание, передбачування тещо); 3) исследование самого субъекта, его реф-лексий.

В феноменологичний эстетике интенциональнисть является краеугольным понятием, поскольку дает специфическую характеристику идеального способа бытия художественного произведения и его структурной организации, а также создает возможность для анализа способа восприятия произведения.

Отталкиваясь от идеи интенциональности, Р. Ингарден создал концепцию «онтологического плюрализма»: произведение искусства рассматривается как интенциональнисть, т.е. как объект сознания, вне любых реальных взаимосвязей. Ученый анализирует прежде всего природу «чистого бытия» (онтологию) художественного произведения.

Важное место в эстетике Р. Ингардена занимает понятие интерпретация,, опираясь на которое естетик рассматривал каждое произведение искусства как «полифоническую гармонию» структурных элементов - независимых один от другого уровней, которые при восприятии художественного произведения взыскивают впечатление единого целого. В литературном произведении, например, первый уровень - это словесное звучание, языковой^-языковые-словесно-языковые раздражители; второй значение^-значение-значения-ровня-значение слова, смысл суждение, семантические единицы, которые формируют стиль и имеют эстетичные качества; третий уровень - зображально-предметний - включает людей, конкретные вещи, события и т.п.; четвертый уровень - это схематизированные наглядные образи, которые соотносятся с эстетичными ценностями. Количество уровней, на мысль Р. Ингардена, может быть большей или меньшей в зависимости от формы конкретного бытия произведения и его специфики.

Идея багаторивневости произведения дополняется в Ингардена приципом «схематичности»: неопределенность, незавершенность художественного произведения, к созданию которого привлеченные лишь отдельные зображально-виражальни средства. В этой неопределенности, незавершенности представители феноменологичной эстетики усматривают особое качество искусства, которая стимулирует творческую активность в процессе восприятия произведение дополняется воображением читателя или зрителя. Постановка Р. Ингарденом проблемы неопределенности, незавершенности художественного произведения стимулировала в бы 0-х годах широкую дискуссию, которое удостоверило необходимость выяснить качественную разность между понятиями «завершенисть» («фи-нито»), «незавершенность» («нон-финито»), «незаконченность», «законченность», «деформация», «имитация», «незавершенность как иновещание». По сей день остаются окончательно неопределенными как самые понятия, так и их существенная определенность в пределах реалистического и нереалистичного искусства. Указанная проблема и структура понятий, которые помогают ее постигнуть, имеют значительное общетеоретическое влияние на понимание специфики художественного творчества, критериев эстетичной оценки, на эстетичное воспитание через соотношение «творчество - сотворчество», ведь «незавершенность» («нон-финито») предусматривает двоплановий подход, при котором «степень завершености произведения искусства вбачаеться в единстве произведения с субъектом восприятия, т.е. с учетом естественного разнообразия в актах сотворчества, «спив-завершености» одного и того же произведения искусства его современниками и людьми следующих эпох» д2. • Важное место в феноменологичний эстетике вообще и в концепции Р. Ингардена в частности занимает проблема ценности, которая обязательно делится на ценность эстетичную и ценность художественную.





Вернуться назад