Христианская этика в моральном воспитании


И. Содержание, особенности. Исторические данные

1. Католицизм

Католицизм как один из главных направлений в христианстве окончательно сформировался вследствие первого большого прищепа (деления церквей) в христианстве в 1054 г. Распространенный он преимущественно в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе, в большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначительное.

Он имеет много общего с православием (вера в два источника вероучения - Священное Письмо и Священный Пересказ, в божественный Троицу, спасительну миссию церкви, в безсмертность души, потусторонняя жизнь) и вместе с тем отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразным приспособлением к отвесному изменению социальн-деятельности и нового религиозного сознания. Он дополнил Символ Веры новыми догматами, которых не знает православная церковь.

Основн-догматами католицизма, которые отличают его от других течений в христианстве, есть догмат о восхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, а и от Бога-Сына, а также о непогрешимости Папы Римского. Принятие этого догмата папство . добилось только в 1870 г. Вселенским собором в Ватикане. В борьбе за духовную и светскую власть папы вступали в многочисленные союзы с королями, пользовались опекой могущественных феодалов, усиливали политический вплив.

Еще один догмат католицизма - об “чистилище” - принятый в 1439 г. на Флорентийском соборе. Сущность его заключается в том, что душа человека после смерти попадается в “чистилище” - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов, после чего переходит в ад или рай. Очищение душ осуществляется путем разнообразных испытаний; Родни и близкие покойного с помощью молитв и пожертвований в пользу церкви могут облегчить испытание души, которая находится в “чистилище”, ускорить ее выход оттуда. Итак, судьбу души определяла не только поведение человека в земной жизни, а и материальные возможности близких покойного.

Очень важным в католицизме есть положения об особой роли духовенства; за которым человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно владеть особыми правами и привилегиями. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической лишь Библию, написанную латинским языком, которым не владеет преобладающая часть верующих. Духовенство имеет особые права на причастие. Если миряне причащаются лишь “телом Божьим” (хлебом), то духовенство - его Кровью (вином), что подчеркивает его особые заслуги перед Бог. Для всех церковнослужителей обязательное безбрачие (целибат).

Католическая Догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовный отца и регулярно отчитываться ему о своих мыслях и поступках; без систематической исповеди спасения невозможное. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь дает возможность католической церкви влиять на общество, особенно на жинок.

Вероучение твердит, что Христос, Богоматерь и святые имеют такое количество заслуг, которая их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот потенциал Бог предоставил у распоряжение католической церкви; она на свое усмотрение может делегировать определенную часть этих дел верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие по виновные платить церкви. Продажей Божественной благодати ведал специальный трибунал при папе. Там за деньги между; было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, на протяжении которого можно было грешить.

Много своеобразного есть и в католическому; - культе, которому присущие блистательность и торжественность. Богослужения сопровождается органной музыкантом сольными и хоровыми пениями. Происходит оно латинским языком. Считается, что во время литургии (мессы) происходит преобразование хлеба и вина на тело и кровь Исуса Христоса. Именно поэтому, вне таинства евхаристий (причастие), а итак - вне церкви спасения невозможное. Чрезвычайно большую роль сыграет культ Богородицы или Мадонны. Христианство позаимствовало его у давних религий, которые Богородицу уважали как Богиню-мать, Богиню плодородия. В христианской религии Богородица представлена непорочной дивой Марией, которая родила от Святого Духа ребенка Исуса, Сына Божьего. В католицизме почитания Богородицы приподнято к догмату, а ее культ определенной мерой даже отодвинул на задний, план культ Бог Отца и самого Христоса. Католическая церковь твердит, что в диве Марии женщины имеют свою заместительницу перед Бог, что она может помочь им во всех жизненных ситуациях. На третьем Вселенском соборе (Эфес, 431) состоялось признание Марии Богородицей, а в 1854 г. было принято доказательстве о ее непорочном зачатии и телесном вознесении на небо. Католики верят, что Мария вознеслась на небо не только душой, а и телом. Даже сформировалось специальное теологическое направление - мариология.





Вернуться назад