Этическая культура юриста


Вступление

ХХИ столетие, в которое только что вступило человечество, ставит новые требования перед наукой и образованием открывает новые перспективы и еще неизвестные области для исследования. Современное молодое поколение должно получить те знания, которые уже столетие и в дальнейшем будут приоритетними. Ощутимым есть наступление страны к новому состоянию, своеобразному духовно-моральному ренессансу в процессе демократически - правовых преобразований.

Подготовка специалистов высшего качества на деному, качественно новом этапе развития независимого государства, определяет более глубокого познания духовной основы жизни - Вселенной, его неразгаданных тайн, чтобы правильно избрать путь - путь, которым идти в будущее.

В условиях когда человек, ее жизнь и здоровье честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность провозглашены Конституцией Украины высочайшей социальной цен остью, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения и защиты ее прав и свобод. Поэтому изучение моральных аспектов и проблем юридической профессии сегодня становится не менее значащим, чем знание конкретных законов и меморандумов их применения, необходимых каждому юристу, который стремится к глубокому овладению профессиональными привычками осознания профессионального состояния и призвание юридической профессии. Адекватное восприятие этических особенностей юридической деятельности, усвоение этических знаний молодыми юристами поможет нам в решенные задач на обеспечении, сурового соблюдения законности и правопорядка, развития основ правовой демократической государственности и в конце концов - в понимании границ желательного, принудительного и не принудительного в сложной сфере жизнедеятельности общества и человека.

Юридическая этика призвана обосновать содержание морального идеала юриста-специалиста, исследовать причины и ф-ми деформаций нравственно-профессионального сознания и предложить средства их преодоления.

1. [1,c 29, 34, 33] Творцом, носителем культуры является человек. Культура как интегральное понятие отбивает качественная сторона человеческой деятельности, ее творческий характер, мотивацию и стимуляцию социальной активности, механизмы социальной регуляции и саморегуляции и т.п.. Она е обобщенной системной характеристикой меры универсальности развития человека в ее взаимодействии с окружающим миром и сомою собой. Т.е. культура личности - это степень практичной-практической-духовно-практической универсальности человека, как субъекта социокультурного творчества.

Универсальность личности понимается как всебичнисть и гармоничность ее развития (саморазвития) на основе реализации (самореализации) в преобразующей деятельности сущность человеческих сил. В структуре культуры личности важная место занимают потребности человека (биологические и социальные); социальные в свою очередь делятся на материальные и духовные. Культура личности юриста проявляется в критическом отношении к себе, к своему поведению, деятельности, в способности к постоянному самопознанию, самоанализу, адекватности самооценки и действий, и поступков, и мыслей, и чувств, а на этой основе к саморегуляции, самосовершенствованию. Развитый самоконтроль, владение собой при любых обстоятельствах, в любых ситуациях, в том числе и екстремальних. , свидетельствует о присутствии силы воли и культуры воли. Нередко личностная культура юриста отстает от условий жизни и службы. Это и ориентация на эгоистические ценности, неумение и нежелание возобновлять и пополнять знание, недостаток системных знаний, которые обеспечивают компетентность и эффективность профессиональной деятельности, низкая культура общения и языковая культура, нарушение правил этикета, отсутствие потребности в самовоспитании, самосовершенствовании и т.п.. Высокий интеллектуальный уровень иногда объединяется с неразвитой моральной и эстетичной культурой. [3, с3]

Культура человека - это мера приспособленности ее к высшим так сказать, нерукотворных законов, которые даются нам самой природой. Чем больше человек приспособлен к этим законам, тем меньше она способная действовать своевольно.

Итак, сказать можно, что источником любого произвола есть бескультурье, а культура человека создает иммунитет против образования у нее произвола.

Культура человека в таком понимании: определяет ее жизнь за формулой: “Какая культура человека - такое и ее жизнь”. Поэтому не “бытие определяет сознание”, а культура людей определяет их бытие, их сознание, а также экономику, политику, мораль, право, религию, науку, искусство. [1, с35, 37, 39].

Моральная культура является важной составляющей культуры личности. Моральный дух, моральные качества, вообще моральный фактор имеют большое значение в человеческой жизнедеятельности, функционировании социальных институтов политики, права и др. Моральная культура личности воображается как мера ее моральной социализации, т.е. мера усвоения господствующих в обществе моральных ценностей и степень реализации ее в деятельности в разных сферах общественной жизни. Другими словами, это достигнутое личностью мера морального развития, которая характеризуется усвоенными и реализованными в деятельности моральными ценностями. Чаще всего под моральной культурой понимают воспитанность человека, степень усвоения ею моральных норм, предписаний, требований и реализацию их в своих поступках. Уровень развития моральной культуры личности может измеряться через систему функционально связанных показателей: знание основных моральных правил, требований, критериев, норм, принципов и идеалов общества; оценка их как социально справедливых, целесообразных, необходимых, так, что оказывают содействие как общественному прогрессу в целом, так и всестороннему гармоническому развитию личности, воплощение их в повседневном поведении, разносторонней деятельности, общении; социально значащая мотивация поведения и деятельности; соблюдение требований обязанности и совести в сложных жизненных ситуациях и даже в экстремальных условиях; потребность и способность к постоянному моральному самосовершенствованию. Главным критерием оценки моральной культуры есть реальное поведение человека, ее моральные идеалы, отношения к другим людям, коллективу, обществу, мера гуманности, которую личность обнаруживает в социальной деятельности и которая выражает степень ее духовно-моральной свободы в конкретных условиях общественной, моральной необходимости. В структурном плане моральная культура личности выступает как диалектическое единство культуры морального сознания и культуры морального поведения, которые в свою очередь являются сложными подсистемами. Культура морального сознания требует культуру этического мышления и культуру моральных чувств. Культурный потенциал морального сознания реализуется, прежде всего в культуре этического мышления. Критерием культуры критического мышления есть оптимальность принятия моральных решений и решение моральных конфликтов. Проявления культуры этического мышления разнообразные. Это умение пользоваться приобретенными этическими знаниями, которое выражается в умении отличать добрая от зла, применять в конкретной ситуации необходимую, соответственно моральную норму и т.п..

Степень морального воспитанного человека совпадает с тем, насколько развитая у нее способность к “моральному резонансу”, сопереживание, сочувствие, милосердие, насколько морально чистым есть чувства. Все это не менее важное чем культурно этическое мышление.

Итак, в поведении человека выдающуюся роль сыграет культура морального сознания, т.е. ее внутренняя культура, которая грунтуется на сознании и усвоенных моральных ценностях. В ней воплощаются результаты воспитания. Моральная культура личности оказывается во всей системе ее взглядов и убеждений, повседневному поведению, конкретных поступках, которые осуществляются ею в разных видах деятельности. Она присутствующая в любом виде личности культуры в той мере, в которой любой вид человеческой деятельности имеет моральный “измерение” моральный аспект. Результаты правоведческой, юридической деятельности в любой сфере, области зависит не только от интеллектуальных качеств и профессиональных умений, но от его “этического потенциала”, от осознания обязанности и ответственности, от социально значащих чувств и нужд. Развитое этическое мышление, богатство и видрефлектованисть чувств, самоуважение и уважение к другим, доброжелательность, ответственность и другие составу внутренней культуры, знание и соблюдение этикета в общем виде характеризуют моральную зрелость юриста, свидетельствуют о собственном уровне личностного проявления моральной культуры. Характеристикой высокой моральной культуры юриста есть единство слова и дело, что предусматривает единство мышления и поступка, знание и чувство, личную честность и высокую принципиальность.

Чем высшая моральная культура юриста, тем эффективнее он исполняет служебные обязанности, тем ответственнее относится к процессу и результатам своей профессиональной деятельности. [3, с 40]

Этическая культура юриста - это знание юристом его моральных прав и обязанностей и использование их в профессиональной деятельности. Поскольку нравственно-элементарные правила поведения, особых привычек в реализации которых не нужно, поэтому этическая культура юриста включает два аспекта:

1. признание существующих моральных норм как необходимых результатов поведения;

2. соблюдение этих норм в профессиональной деятельности.

Существуют основные принципы этической культуры юриста:

1. Гуманное отношение к человеку, т.е. отношение к человеку не как к средству достижения какой-то цели, а как к цели.

2. Честность и правдивость, так как справедливость не может достичь нечестным шляхом.

3. Доброжелательность и чуткость, поскольку юристом часто приходится общаться с людьми, которые попали в сложные жизненные ситуации. Однако эти черты нельзя отождествлять со всепрощенням.

4. Простота и скромность. Они нужны юристу для того, чтобы он не был эгоистом и користолюбним.

5. Соблюдение профессиональной тайны. Это необходимо для объективного и полного расследования уголовных дел, а также, чтобы не показывать интимная жизнь участников юридического процесса. Необходимо подчеркнуть, что только высокий уровень культуры дает возможность юристу реализовать свое высокое социальное назначение.

Обычно научные этично-правовые принципы поведения юриста нужны не только ему лично. Это дело государственного веса. Государство выражает определенные правовые интересы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность громадян.

2. [1, c 13, 14, 15] Профессиональная этика есть одним из подразделов науки о морали, ее предметом является анализ бытия морали, которая регулирует отношения в сфере определенной профессиональной деятельности людей. Следует подчеркнуть два принципу положений. С одного стороны моральные основы профессиональной группы должны грунтоваться на общечеловеческих моральных ценностях, системе моральных норм и оценок, которые сложились как результат исторического развития общества. А с другого - особыми задачами профессиональной этики есть обоснования морального значения той или другой профессии для общества и человека, профессионального морального идеала, моральное регулирование профессиональных видносин.

Поскольку правовые споры обусловлены конфликтом интересов людей, а юридическая практика связана с необходимостью решения разнообразных конфликтных ситуаций, профессиональная деятельность юриста затрагивает важнейшие интересы людей, их благ, а и иногда судьбы. Все это накладывает особый груз моральной ответственности за результаты свое деятельности на судей, прокуроров, следователей, адвокатов и других работников юридической специальности, требует от этих лиц особых нравственно-психологических и волевых качеств. Следует учитывать и то, что к юристам, которые работают в правоохранительных и других государственных органах и наделенные властными полномочиями, относятся повышенные моральные требования, еще и как к представителям государственных органов и государства, носителей властных полномочий, охранников закона.

Законность и правопорядок е достояниями современного общества без которых оно не может нормально функционировать и развиваться, поэтому безусловно у существования надлежащего режима законности заинтересованные все субъекты общественного отношения. Тем не менее конкретную ответственность за поддержание уровня законности и правопорядка у стран несут, прежде всего, правоохоронци. Требования морали, высокая моральная культура для юриста имеют особое значение, поскольку этой профессией нав'язуються представление о таких высоких нравственно-правовых принципах, как гуманность, справедливость, законность, объективность и т.п., без которых невозможно решать задача построения правового государства, демократического, социально-ориентированного гуманного общества.

История свидетельствует, что права человека часто пренебрегались вельможами, а закон и юристы прислуживались силе. Не намного лучшей есть ситуация, когда права человека провозглашаются, но их не придерживаются, а то и повсякчасно поднимают те, кто должен защищать. Именно поэтому в этой сфере социальной жизнедеятельности так много зависит от исполнителей, того человеческого потенциала работников правоохранительных органов, который должных быть на стороне законности и правопорядка, правоохоронцив, которые должны показывать пример выполнения и моральных, и правовых норм.

Деятельность представителей разных подгрупп юридических профессий имеет свою специфику, обусловленную характером общественного отношения, в которому они принимают участие, которое отбивается на их нравственно-психологических качествах. Но все юристы руководствуются в своей деятельности однородными принципами, должны быть сориентированными на общечеловеческие моральные ценности и потому к ним, как к представителям правничой профессии, относятся единые за свое сущностью нравственно-психологические требования независимо от конкретной сферы деятельности или ведомственной принадлежности.

В правовой науке и этике накопленный определенный опыт исследования, правовой практики из позиции соблюдения моральных норм, решение на теоретическом уровне нравственно-юридических разногласий. Сформировались такие области этического знания в правоведении как судебная и милицейская этика и в целом юридическая этика. Свой взнос у исследование вопросов юридической и в частности судебной этики сделали работы А. Бойкова, И. Ф. Горського, В. М. Горшеньова и др. В этих роботах анализируются моральные средства криминального и гражданского судопроизводства, совокупность норм поведения и моральные требования к работникам органов юстиций (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, судебных экспертов, рассматриваются проблемы нравственно-профессиональной обязанности участников судопроизводства, шкала моральных ценностей правосудия оказываются такие ситуации в судебной деятельности, которые подвластные только моральной регуляции и контролю, а также методы морального влияния в суде и прочие. Некоторые с авторов в пределах судебной этики выделяют адвокатскую и следственную этику, В. В. Леоненко, С. Г. Любичев и другие считают, что профессиональная этика юриста выступает как разовое явление, которое разрешает общий вопрос и проблемы, а ее содержание состоит из учение об общих моральных принципах и нормах относительно правоохранительной и правозастосовчой деятельности юриста. В ее границах они выделяют судебную этику как вид и ее подвиды - следственную и адвокатскую. В. М. Грошевой по этому поводу отмечает, что профессиональная этика отдельных юридических специальностей должны изучать моральные требования, которые относятся обществом и государством к профессиональной деятельности судей, следователей, прокуроров, адвокатов, государственных работников органов МВД и СБУ, а также особенности, специфику и структуру моральных отношений, которые возникают во время выполнения ими функциональных обов'язкив.

В прошлому, когда шел процесс становления этической науки и профессиональной этики, научная деонтологичний подход, основы которого были заложены еще в XVIII ст. Известно, что И. Кант один из родоначальников деонтологичного подхода обосновал категоричный и императив, который предусматривал: автономию, суверенность человека, как властителя воли - равенство всех в морали следования обязанности и отказ от своекорисного интереса. [4 с, 86]

Профессиональная этика юриста пусть белое приближена к его профессиональной культуре. Тем не менее понятие “профессиональная этика юриста” предусматривает и действия юриста, не связанных с правом, его профессией или выполнением служебных обов'язкив.

3. [4с, 87, 88, 90] Предметом исследования правовой системы есть мораль. Правнича этика рассматривается как учение о нравственно-правовых требованиях относительно деятельности юриста. Речь идет о влиянии положительного права, моральных норм, естественного права на поведение юриста, который формирует этический мотив его профессиональных поступков. Такой подход к определению правничой этики, целесообразно обусловленный требованиями социума общечеловеческими моральными ценностями. Целесообразно рассматривать правничу этику как этику человеческого достоинства, как моральное мировоззрение в котором существует тесная связь между внешним делом юриста и его сознанием. Такая связь называется социальным натурализмом, который заключается в согласовании социальных явлений с законами природы. Профессиональные действия юриста мотивируют наибольшую ценность тогда, когда они будут р-том , адекватным осознанием им законов Вселенной. В этом случае оказывается этическая норма в юридической деятельности. Она получает общественное одобрение и воспринимается гражданами как норма, установленная положительным правом. Этика является внешним определением ценности или ценность является внутренним определением этики.

Профессиональная деятельность в значительной мере влияет на юридическое творчество профессиональные действия юриста, будучи самого творчества на внутреннему равные, самые становятся творчеством, но уже производной, вторичной. В этом заключается глубинная суть правничой этики высшей степени. Ведь творчество юриста - это мастерство, профессионализм, который прежде всего получает этическую оценку.

Профессиональное творчество юриста (как и каждого человека) должны быть защищенная общественными законами и моральными нормами.

Связь юридических действий с сознанием юриста можно рассматривать и из позиции акмелогий, которая определяет решенную границу способности юриста к осмыслению сущности права и силы его действия. Характерным в этом случае есть то, что творческая возможность определяет потенциальные профессиональные возможности юриста, которые ассоциируются с ожидаемой этической нормой. Правнича этика отображает индивидуальную объективную оценку юриста. Т.е. акмелогичний подход становится определяющим фактором взаимосвязи сознания и действия, создавая реальную этическую подпочву. Ведь требовать от юриста можно лишь то, что он сможет выполнить, не переступая границы совершенства и разрешенного. Это буде этическим требованием.

Главной во взаимосвязи и действия есть внутреннее сущность правничой этики, которая оказывается в умении юриста оценить собственные профессиональные поступки.

Общество в основном идет путем прогресса в области морали, а отсюда - и в области природно-правовых свитоглядив. Поэтому человеческое убеждение или сознание людей является непосредственным источником естественного права.

Совокупность норм и самое определение ими теоретических форм знания все еще остаются этическими проблемами. Суть проблемы состоит в потому, что жизнь являются связью переживаний, внутренне осознанной причастностью, реальной целесообразностью, совокупностью норм практического ума, тем не менее законы этой связи неизвестные. Поэтому именно правнича этика учит мудрости профессиональной жизни.

Висновокрозвинуте этическое мышление, богатство и видрефлектованисть чувств, самоуважение и уважение к другим, доброжелательность, ответственность и другие составу внутренней культуры, знание и соблюдение этикета в общем виде характеризуют моральную зрелость юриста, свидетельствует о высоком уровне личностного проявления моральной культуры. Для профессии юриста требования морали имеют особый смысл, поскольку истинные законность и правопорядок в обществе устанавливаются там, где правоохоронци опираются на принципы гуманизма, справедливости, честности. Каждый юрист должен осознать, что чем быстрее пойдет в прошлое широко распространенный на обывательскому равные, искаженный взгляд, который полезный и хороший тот юрист, который умеет грамотно обходить закон, а не тот, кто помогает правильно его придерживаться и толковать, тем лучше будет и для отдельного человека, и для общества в целом.

Список использованной литературы.

1. Лозовой В. О. , Петришин О. В. Л 72 Профессиональная этика юриста. Х: Право, 2004. 176с.

2. Сливка С. С. Правнича деонтология. Учебник - К. : Атака, 1999 - 336с.

3. Бризгалов И. В. Юридическая деонтология. Академия управления персоналом, 1998.

4. Сливка С. Юридическая деонтология. Учебник. Вид. 2-е, перероб. и поп. - К. : Атикс, 2003 - 320с.





Вернуться назад