Действующие средства, знаки, образы художественной выразительности, которые используются в народносценичний хореографии


Олицетворение (персонификация) - один из разновидностей метафорического построения. Это художественное средство широко используется в устном народнопоетичний творчестве, в веснушках, народных играх, развлечениях. Как мы подчеркивали, в давность олицетворения було проявлением анимистических взглядов людей на природу. Наши далекие предки считали, что вся природа преисполнена таинственности, и потому в явлениях природы оказывается действие живых лиц. С развитием сознания персонификация начала использоваться людьми как средство художественной выразительности.

Отклики пантеизма находим в поэтических образах, в которых ощущается почет к лесам, рощам, деревьям, горам, рекам, озерам (обожествление тополя, клена, липы, трав). Люди песнями, танцами выпрашивали у природы доброжелательного отношения к них.

В некоторых местностях Украины на зеленые праздники заквитчували девушку - "куст". Венок, который плели из липовых, березовых, кленовых ветвей, сохраняли на протяжении трех дней после праздников. Кроме венка, девушку украшали цветами, травами, лентами, ветвями, и она превращалась в живой "куст", который водили по селу, петь и водя вокруг него хороводы. Об аграрномагичну суть этого обычая красноречиво свидетельствует тот факт, что некоторые песни этого цикла напоминают колядки и щедривки:

Заплесневевшая в огороде мальва,

В нашем дворе наша госпожа хорошая,

Проше, госпожа, нашей Куст надарить,

А свой дом развеселить.

Этот текст поют в дворе хозяина.

О персонифицированном образе Весны и ее дочурки довольно и создать. Это, по нашему мнению, одна из вершин народного поэтического гения.

В Украине, наверное, нет ни одного профессионального ансамбля, народного хора, в репертуаре которого не было бы весняночки. Недаром В. Верховинець назвал свои сборники игр с Ненями "Весняночка". Чрезвычайно поэтическая персонификация весны в оскорблении зеленого шума:

Ой нумо, нумо, заплетем шума,

Шума заплетем, гулять пойдем.

Ой шум ходит, по воде бродит,

А шумиха рыбу ловит.

Гимн солнцу, жизни - праздник Купайла. Гадание на венках, которые сплетены из разнообразных полевых и огородных цветов, очищение огнем и, в конце концов, потопление персонифицированного обрядового чучела Купайли, Кострубонька или Марены. Во время, когда солнце достигло высочайшей силы (середина лета) и возвращает на зиму, украинцы поздравляют найпоетичнише свой праздник - свято Сонця (Даждьбога). Старинного Даждьбога славяне называли Иваном, Ивашеньком, Ивашечком.

Персонификация через рядження, как художественное средство, широко применялась в колядках, щедривках ("Конь", "Коза", “Меланка", "Медведь"). В этих новогодних зрелищах уже заложены основания драмы и театра, а в далеком прошлом эти персонифицированные образы должны были желать много урожая, Благосостояния, счастье (следует вспомнить урожайные заклинания на плуг или чепигу, которые носили селом и под песни и танцы "виорювали" поле).

В современному народносценичному танцы используют персонификацию в двух направлениях: при создании отдельного хореографического образа (Коза, Меланка, Урожай, Снегурочка, Дед Мороз, Весна Красота и т.д. ) и при создании обобщенного поэтического персонифицированного танца-образа-танца ("Вербиченька". "Вьюга", "Ветерок", "Марена" и т.п.).

Интересные образы созданы в постановках В. Пегрика ("Колядки" -ведмидь-михоноша, Коза), "Новогодней метелице" П. Вирського, в хореографической композиции "Ходит тыква по огороду" К. Василенко, где выведено современный персонифицированный образ урожая в оскорблении Тыквы, которая собирает к себе на праздник и пшеницу, и кукурузу, и свеклы, и горох и т.п..





Вернуться назад