Две группы движений , их характерные признаки

Главная - Культура - Две группы движений , их характерные признаки

Украинской хореографической культуре в целом, каждому стилевому направлению, жанра, в частности, присущий определенный комплекс основных движений. За своей структурой и манерой выполнения эти движения распределяются на две группы - мужскую и женскую. Такое распределение предопределяется не только спецификой анатомического строения людей, но и другими факторами, на первый взгляд, далекими один от другого. Имеем на внимании особенности экономической, политической жизни народа, исторические Обстоятельства, которые повлияли на культуру, быт, обычае, характер народа. Вспомним, например, имитационные движения, которые встречаются в танцах Центральной Украины, такие, как ястреб, щупак, кольцо и много других - (движения с копьями, саблями и т.п.), в которых ощущаем отголосок козаччини. Эти движения - движения мужского танца. На Закарпатье и в Прикарпатье разнообразные танцевальные движения с топирцями также характерные для мужских танцев. К ней же принадлежат многочисленные танцевальные движения, определенной мерой трансформированные с заимствованием из разных видов трудовой деятельности человека. Это движения кузнецов, сапожников, косарей, лесорубов и т.п..

Сугубо женскими танцевальными движениями являются движения с лентами, с венком, решетом, а также вышивальщиц, ткачих, льонарок и т.п..

Мужской танец насыщен присядками, повзунцями, розтяжками, закладками, револьтатами, оригинальными блинами, пидсичками, высокими тинками, прыжками, рознижками, ястребами, кабриолями, щупаками, виртуозными па, воздушными турами, турами с поджатыми ногами, турами - дублями и др. В названных группах танцевальных движений нет ни одного женского.

Тем не менее, дорожки, дрибушечки, ухаживание, низкие тинки, обороты партере г на месте большей частью выполняются женщинами.

Наблюдение вызвано тем, что в некоторых группах существуют такие па, которое в определенном контексте выполняются и мужчинами, и женщинами, определенная трансформация движения ощущается преимущественно через манеру выполнения, положение главы, туловища, рук и др. Основные танцевальные движения, которые выполняются как женщинами, так и мужчинами: танцевальные хода с носка на каблук, скользящие шаги, я, низкие тинки, вихилясники, вирьовочки, дрибушечки, л, плескачи (но не плескачики с решетом), обороты на месте, обороты партерные парни с продвижением, голубце.

Некоторые движения, имея значение основных в женской лексике голубцы, подкладки, вихилясники и т.п.), теряют свою постоянность и в мужском танце выполняются большей частью как связи, т.е. промежуточные движения.

Сравнительно с традиционной народной хореографией, современная украинская женская танцевальная лексика значительно обогатила свой арсенал. В народносценичний хореографии она приобрела полное равноправие с мужской танцевальной лексикой. Это объясняется обогащением тематики, которое обусловило расширение яровых кордонив.

Однако, равнозначность - это не какое-то неизменное, постоянное понятие. Так, в гопаке превалирует мужская лексика, в хороводах - женская.

Несмотря на определенное структурное единство отдельных танцевальных движений, даже в близких хореографических культурах выполнения некоторых па на первый взгляд общих, па имеет свои отличия. Это касается большей частью манеры выполнения, положение рук, туловища.

То же с присядками, закладками, крутками и другими движениями.

Укажем, что, например, гуцульская присядка выполняется без вынесения ноги вперед, гуцульские дрибушечки отличные от дрибушечок центральных районов Украины.

Черниговская полька отличается от хмельничанки, херсонский гопак - от киевского, сокольський казачок (Львовщина) - от полтавского, закарпатская коломыйка - от прикарпатской, донецкая кадриль - от полесской, охтирсикий хоровод - от запорожского, сумской плескач - от волынского и т.д.

Каждый танцювальник жанр оперирует определенным комплексом движений. В хороводе не встретишь кое-что резковатых женских подкладок, круток, веретен и т.п., удельный вес мужской лексики незначительная. В кадрильных, молодежных танцах видим вибиванци, плескачики, пидкуйки. Филигранному тонкому кружеву казачка отвечают отвесные воздушные бигунци, дорожки, чепурненьки простые присядки, присядки - приглашение, присядки - концовки. Коломыйки характеризуются синкопированными дробитхами, чосанками, резкими поворотами в парах, движениями плеч и главы.

Кроме основных движений, украинская народносценичка хореография масс много так называемых второстепенных движений, которые, как и основные, зависят от стиля и жанра произведения и выразительно воссоздают национальный колорит. Второстепенные движения дополняют основные. Они цементируют отдельные движения и даже более сложные лексические построения. Хотя снова же таки нельзя провести четкого распределения на основные и второстепенные танцевальные движения, так как в одном разе они выступают как основные, а в другом . - как проходные. Например, они выступают как припадание, танцевальные хода в гопаке подчиняются тинкам, бигунцям, а в хороводе - приобретают значение основных движений. Движение в народносценичному танцы характеризуется определенным ритмом, имеет конкретную продолжительность во времени, согласовывает с музыкальными акцентами, паузами и т.д. Тем не менее, кроме этих признаков, существуют и другие. Прежде всего, следует указать на внутреннюю логику танцевального движения или его комплексов, благодаря чему можно передать определенные эмоции, предоставлять хореографическим па выразительной силы и убедительности. Так, помним, . в произведении "На Сечи Запорожской" В'. Михайлова логически объединенные найскладниши танцевальные па с элементами акробатики, фехтование. Каждое движение, каждый акробатический трюк умотивовуеться сценическим действием. Вторая чрезвычайно важная черта танцевального движения в народносценичному танцы, как уже отмечалось, - его естественность, непосредственность, что является следствием единства содержания и формы хореографического произведения.