Традиции Японии


Одежда

Одежда (ифуку) в Японии подразделяется на две категории : вафуку (одежда японского стиля) и ефуку (одежда западного стиля). Слово «кимоно» является современным обозначением традиционной японской одежды типа халата, которые носят подпоясанным в талии, но в прошлые эпохи этот тип именовался «косоде» («кимоно» может также обозначать традиционную одежду в целом). История японской одежды в значительной своей части является историей эволюции косоде и японизаций заграничных видов. Что касается древней эпохи Дзьомон (от 10 тыс. до 300 лет к н.э. ), то предполагается использование людьми мехов и коры для прикрытия наготы. В эпоху Яйои (от 300 лет к н.э. до 300 лет н.э. ) в Японии появились шелководство и технология ткачества. Судя по китайским летописям, японце той эпохи кутались в льняная или шелковая простыни. Как свидетельствуют глиняные фигурки ханива из могил IV - V вв. , мужчины одевались в кину (длинные подпоясанные верхние одежды с прямыми рукавами и перевязанные возле кистей и локтей). На ногах красовались хакама - широкие штаны с перевязями ниже колен. Женщины одевались в кину, что мало отличались от мужских, и в плиссированные юбки (мо). Туалеты для обеих полей изготовляли из растительных волокон, например, лубяных, хотя знать временами разрешала себе и шелковые ткани. Внедрение буддизма и китайской системы правления привели к установлению правил для одеяний аристократов и придворных чиновников, а все туалеты были разделены на церемониальные, придворные и рабочие. В эпоху Хейан (794 - 1185) одежда стала больше простой по покрою, но зато чрезвычайно многослойным. Одеяние аристократа для самых формальных случаев (сокутай) состояло из широких штанов, под которыми находились так называемые разделенные юбки (огути), а верхняя часть туловища декорировалась в многочисленные пластов длинных и широких одежд (хо). В менее формальных случаях мужчины носили хо сверх сасинуки (панталони к лодыжкам со шнуровкой), а под ними находились огути. В повседневном туалете хо уступали местом коротким набавкам носу. На охоту аристократы выезжали в набавках из лубяных волокон (каригину), которые со временем сделались формальной одеждой для военных лидеров. Формальный костюм фрейлины эпохи Хейан - карагинумо (с XVI в. он известный как 12 - слойна одежда - дзюнихитое). Его важнейшим элементом были утики - 5, 10 или больше рдел платьев на подкладке, причем каждый следующий пласт был длиннише предыдущего, что создавало впечатляющий эффект, из обзора, ко всему другому продуманную комбинацию цветов каждого пласта. Для повседневного ношения женщины использовали упрощенный вариант утики (коутики) или широкие верхние одежды со штанами. В поездках надевались соломенные шляпы (итимегаса) с вуалями с полосок материи (муситатегину) или безподкладочные косынки (кинукадзуки). Женщины незнатного происхождения облачались в больше простые одежды, включая короткие безрукавные платья (тенаси). В эпоху Камакура (1185 - 1333), отмеченную падением престижа императорского двора, строгие военные костюмы потеснили шикарные шелковые изделия. Каригину превратились в стандартную форму самураев рядом с плащом (суйкан) из плотной ткани. На каждый день назначалась верхняя одежда хитатаре с широким воротом. Ее запихували в штаны. Женщины той эпохи сначала отдавали предпочтение комбинации утики с хакама (шаровары или юбка), но потом утики заменили на косоде - нижнее платье с короткими рукавами (хакама сохранили свои позиции). Эпоха Муромати (1333 - 1568) прославилась в сфере туалетов лишь модой на дополнительные жакеты (утикаке, или каидори), которые носили сверх косоде. В эпоху Адзути - Момояма (1568 - 1600) под влиянием Ода Нобунага и Тойотоми Хидейоси, что проповедовали яркий декоративный стиль, а также благодаря контактам с Западом и связям, которые расширились, с Китаем одежда аристократии стала намного больше роскошной, чем в предыдущие эпохи, но самураи продолжали надевать камисимо (одноцветная «двойка» с безрукавной верхней частью). С годами для камисимо стали подбирать все больше плотные материалы, верхнюю половину расширили в плечах и к ансамблю прибавили плиссированные штаны, которые волочатся. В эпоху Едо (1600 - 1868) мужской и дамский варианты косоде стали особенно ярко декорированными через освоение новых технологий крашения тканей (юдзен и сиборидзоме). Государство регламентировало типы, цвета и ткани для одежды простолюдинов и военных. Последним было предложено носить косоде, хакама длиной к лодыжкам и набавку хаори. После реставрации Мейдзи начался медленный процесс вестернизации японской одежды, причем лидерство в этом процессе захватили мужчины. Только после второй мировой войны обычай ношения западных туалетов стал нормой для всех пластов общества. Ныне японская одежда представляет собой смесь всяческих стилей и покройв.

Китайский календарь в Японийв современной Японии применяется григорианський календарь - тот же, что и в сдаче всего мира, включая Украину, но исключая мусульманские страны. Тем не менее в бывшие времена официальными были другие календарные системы, которые и сейчас часто используются в церемониальной, астрологической и культурной цели. В частности, в Японии известные: китайский шестидесятилетний календарь, счет лет по императорам и счет лет от учреждения Японии.

Китайский календарь

Как известно, в традиционном китайском календаре счет лет ведется по 12 зодиакальным животным или "12 небесным ветвям" (дзюниси). Тем не менее параллельно счет идет также по "10 земным бегствам" (дзиккан) - старшим и младшим символам естественных стихий (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода).

Вот таблица, которая изображает, как это происходит:





Вернуться назад