Дохристианская культура Киевской Движении


В истории Киевской Движении имеем две отдельные религиозные и, соответственно, культурные сутки. Период дохристиянства и период после принятия христианства. В данном реферате попробуем рассмотреть особенности дохристианской культуры Киевской Движении.

Основные занятия и общественное отношение. Основой культуры Киевской Движении была многовековая самобытная культурная традиция восточнославянских племен. Археологические материалы свидетельствуют, что к середине I тысячелетие нашей эры в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие - пидсично-вогневе в полесской зоне и пахотное - в лесостепи. Для обработки земли предки современных украинцев применяли плуг и соху, использовали тягловую силу волов и коней. До этого времени в лесостепи давно преобладало двуполье - одно поле засевалось, а второе оставалось под паром. Скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (лесное пчеловодство) для основного населения Движении стали к тому времени подсобными, хотя и очень важными, промыслами.

Довольно высокого уровня достигло к Х возраста и ремесло. Изготовлением изделий из железа и цветных металлов занимались преимущественно мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдовскым. В Киевской Движении сложился пересказ о братив-ковалив, которые победили в битве ужасного дракона. Они запрягли чудовище в огромный плуг и пропахали им борозну “змийових валов” - оборонительных сооружений вокруг Киева (длина их в Украине - свыше 2000 км, датируются И тысячелетием к н.э. - И тысячелетием н.э. ). В Х ст. мастерство киевских кузнецов и литейщиков получило признание далеко за пределами Движении. Персидский географ за век к Нестору писал: “Там изготовляют очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они снова расправляются самые”.

Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из лена, конопли и шерсти славянки ткали замечательные сукна и полотна, им было знакомое сложное малюнкове тканье и вышивка. Высоким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народном творчестве сложились сказы о кожем'як - людей умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи начисляют в названное время в древнерусских городах от шестидесяти до ста разных ремесленных специальностей. Специализация при этом шла не за материалом, а за готовым изделием: мечники, щитники, седельники, ювелиры занимали в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие с начала до конца, каждый из мастеров должен был владеть по крайней мере несколькими специальностями.

Торговля продуктами сельского хозяйства и ремесла, которая зарождалась, сначала имела характер обмена как внутри общины, так и между племенами и землями. Со временем зародились товарно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют сокровища серебряных римских, византийских и арабских монет. Кстати монеты византийских императоров Анастасия I (491-518 гг. ) и Юстиниана I (527-565 гг. ), найденные археологами на Замковой горе, послужили одним из доказательств даты возникновения Киева по крайней мере в конце V ст. н.э. Некоторые современные ученые, опираясь на археологические и письменные свидетельства (в давних культурных слоях Киева найденные коринфськи и римские монеты V-II ст. к н.э. , греческий светильник ИV ст. к н.э. , 6 тыс. римских монет ИИ-И ст. н.э. ), а также неоднозначную идентификованисть упоминавшихся в давних источниках названий города: Гелон, Куенугард, Киенуборг, Гунагард и т.п., считают Киев еще более древним городом.

Торговля Движении осуществлялась не только с Византией и странами Востока, но и с Северной и Западной Европой, куда русские купцы (рузарий, как их называли латинские хроники) везли свои и восточные товары.

Происходил быстрый рост городов. Если еще в VI ст. готский историк Иордан писал, что у славян “вместо городов лис и болота”, то в IX ст. скандинавы называли Русь Гардарикою - “страной городов”. К началу Х ст. в летописях упоминаются свыше двадцати городов, к ХII ст. - возле двухсот, а перед татаро-монгольским нашествием - уже больше трехсот городов и крепостей. Величие столицы древнерусского государства настолько поражало современников, что Киев часто называли “соперником Константинополя”. Так, европейский хронист Титмар Магдебургский в своей хронике 1018 г. пишет о Киеве как “столицу королевства, большой город, в котором свыше 400 церквей, 8 рынков, бесчисленное количество жителей”.

Постепенное и неуклонное развитие восточных славян обусловило разложение первоначальных отношений. Хотя экономической основой общества была родовая собственность общины на землю, все же имела семья ближайших родственников начинает отыгрывать все более значнишу роль. Летопись "Повесть временных лет" свидетельствует, что у восточных славян преобладала парная патриархальная семья, багатожонство встречалось редко. Родовая община называлась "мир" или "вервь" (веревкой отмеривали наделы земли общинникам). За наблюдениями средневековых западных писателей, кража и обман у славян встречались настолько редко, что они не замыкали своих сундуков с добром. Члены общины были связаны круговой порукой, действовал закон кровной мести. Позднее традиционное (звичаеве) право было нелегко заменить государственным. Процесс внедрения первого писаного закона “Русской правды” (ХИ-ХИИ ст. ) супроводився многочисленными конфликтами, описанными литописом.

Как и у других народов, княжеская власть у славян на стадии разложения общественного порядка и военной демократии подчинялась рад старейшин и общему племенному собранию. По обыкновению князя избирали или назначали для отпора внешнего врага, но по мере формирования княжеских жен из молодцов, готовых за командой вдатного предводителя “поискать себе чести, а князю славы” в набегах на соседние территории и племена, его фактически стала избирать жена. Даже в Х ст. великий князь киевский Святослав отказал в просьбе матери, княгини Ольге, принять христианство, ссылаясь на свою жену.





Вернуться назад