Энергетическая оценка тяжести труда

Главная - Безопасность жизнедеятельности - Энергетическая оценка тяжести труда

В процессе работы любой части тела к ней поступает больше крови, чем в состоянии спокойствия. Чем большую работу осуществляют мышцы, тем более питательных веществ и кислорода будет поступать к ним с помощью крови. Чем больше физического труда, занятий физической культурой, спортом, тем быстрее растут мышечные волокна, человек становится сильнее. Физические упражнения хорошо влияют на весь организм, укрепляют здоровье, закаляют человека, делают его способным выдерживать разные неблагоприятные влияния окружающей среды.Физические нагрузки предопределяют повышение уровня обменных процессов, который растет с ростом самой нагрузки. При интенсивной нагрузке минутный объем сердца растет в сравнении с состоянием спокойствия в 6 раз, количество усвоения кислорода - в 3 раза. Вследствие этого увеличивается снабжение кислородом тканей в 18 раз.

Как только человек начинает конкретную работу, независимо от уровня ее интенсивности, появляется потребность в увеличении количества кислорода в организме человека из-за его дефицита. Каждому человеку присущая индивидуальная величина максимального потреблению кислорода (МСК). Чем высшая величина МСК, тем высшая работоспособность, стойкость к влиянию экстремальных факторов. У обычных мужчин в возрасте до 25 лет МСК представляет приблизительно 2,8-3,0 л/мин., а в спортсменов - 5,0-6,0 л/мин. Потребление кислорода растет с увеличением нагрузки на организм человека. Через определенный промежуток времени увеличения нагрузки не приводит к увеличению концентрации кислорода в организме. Такое состояние насыщения кислородом называется кислородным пределом. Соответственно, такая нагрузка за небольшой промежуток времени полностью истощает человека (за 5-10 мин.).

Величина физической работы зависит от конкретной профессиональной деятельности, соответствующих особенностей человека, степени тренированности, физического развития и тому подобное.

Таким образом, интенсивный физический труд выставляет высокие требования к функциям основных органов и систем человека. Наиболее полно резервы организма раскрываются в результате постоянных тренировок и физических нагрузок. Нетренированность приводит к ухудшению состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, а постоянная физическая активность улучшает их функции.

Умственная деятельность

До умственного труда принадлежат управление, творчество, преподавание, науки, учебы. Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, которые требуют подавляющего напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Операторский труд отличается большой ответственностью и высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения.

Управленческий труд определяется чрезмерным ростом объема информации, ростом дефицита времени для ее переработки, повышением личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателя - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия решения. Это обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд рабочих правоохранительных органов и налоговой службы требует высокого нервно-эмоционального напряжения, роста объема информации, большого объема памяти, повышенного внимания, знаний психологии человека, постоянного контакта с людьми, умение владеть ситуацией, предвидение конфликтной ситуации и повышенной личной ответственности за принятие решений.

Труд студента (ученика) требует развитой памяти, внимания, восприятия и характеризуется наличием стрессовых ситуаций.

В отличие от физической, умственная деятельность сопровождается меньшими расходами энергетических запасов, но это не говорит о ее легкости. В качестве основного работающего органа во время такого вида труда выступает мозг. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается и складывает 15-20 % от общего объема в организме. При этом употребление кислорода 100 г коры головного мозга в 5 раз больше, чем расходы скелетными мышцами того же веса при максимальной нагрузке. При чтении в голос затраты энергии повышаются на 48 %; при выступлении с публичной лекцией - на 94 %; у операторов вычислительных машин - 60-100 %. Во время умственной деятельности значительно активизируются аналитические и синтетические функции ЦНС, усложняется прием и переработка информации, возникают функциональные связки, новые комплексы условных рефлексов, растет роль функций внимания, памяти, напряжения зрительного и слухового анализаторов и нагрузки на них. Для умственной деятельности характерные напряжения внимания, восприятия, памяти, большое количество стрессов, малоподвижный образ жизни, вынуждена однообразная поза - все это предопределяет застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшается снабжение мозга кислородом, растет потребность в глюкозе. Ухудшаются также функции зрительного анализатора : стойкость ясного виденья, острота зрения, зрительная работоспособность, увеличивается время зрительно-проворной реакции.Для людей умственного труда присущая наибольшая степень напряжения внимания - в среднем в 5-10 раз выше, чем при физическом труде. Завершение рабочего дня вовсе не прерывает процесса умственной деятельности. Развивается особенное состояние организма - усталость, которая со временем может превратиться в переутомление. Все это приводит к нарушению нормального физиологичного функционирования организма. При выполнении умственного труда имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека : повышение кровяного давления, изменения ЭКГ, увеличения легочной вентиляции и употребления кислорода, повышения температуры тела. После окончания умственного труда усталость остается дольше, чем при физическом труде.