Физиологичная и психологическая надежность человека с точки зрения БЖД

Главная - Безопасность жизнедеятельности - Физиологичная и психологическая надежность человека с точки зрения БЖД

-Координуе финкций организма.

Фактически люди имеют две нервных системы: центральную и вегетативную. Центральная нервная система руководит отношениями человека с внешним миром. Она включает: спинной мозг, большие полушария головного мозга, которые связаны с промежуточным мозгом, средний мозг, задний мозг, вытянутый мозг, мозжечок. Вегетативная нервная система руководит деятельностью внутренних органов.

* Головной мозг человека — самый совершенный орган живой природы. Он содержит 20 млрд клеток и 300 млрд межклеточных, соединений. Головной мозг руководит деятельностью всего организма человека, это центр нервной системы мышления, воли и чувств. Средний его вес -1360г.

Специфика и взаемозв 'язок разных психических процессов невод 'емкие от структурной органе заций головного мозга человека. Среди многих признаков йог, о структуры (передний, промежуточный, средний, вытянутый) существенную роль играют большие полушария, особенно их функ-циональна асимметрия. На поверхности больших полушарий находится тонкий слой серого вещества, которое преимущественно состоит из нервных клеток. Это кора головного мозга. Каждый участок головного мозга является ответственным за жизнедеятельность какого-то органа или системы.В центральной части черепной коробки расположен маленький мозг, который является частью центральной нервной системы. Он контролирует равновесие тела и движение мышц. При отравлении клеток маленького мозга (например алкоголем) человеку становится трудно координировать положение своего тела.

Установлено, что функция левого полушария — операция вербально-зна-ковою информацией, чтение, счет, тогда как функция правого полушария — это операция обидами, ориентирование в пространстве, различание музыкальных тонов, распознавания сложных предметов, продуцирования сновидений.

Для ливопивкульно мыслящих (логический тип) людей характерная оптимистичность и, самостоятельность. Они легко вступают в контакт с другими людьми, в работе они больше полагаются на расчеты, чем на интуицию, информации из официальных источников доверяют больше, чем собственным впечатлением. Для этих людей лучше работать там, где есть потребность в логическом мышлении: преподавателем, конструктором, организатором производства, программистом, пилотом, водителем и тому подобное.

У людей с повреждением левого полушария головного мозга нарушается язык, страдает или отсутствующая логика в суждениях.

Правопивкульно мыслящих (художественный тип) людей характеризует наклон к определенному пессимизму: они больше полагаются на собственные чувства, чем на логический анализ событий, что не всегда приносит, польза делу. Эти люди не очень товарищеские, но они могут производительно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, разговоры, грохот и тому подобное), их ожидает успех в отраслях деятельности : где преобладает образное мышление (художник, актер, архитектор, врач, воспитатель и тому подобное).

При нарушении целостности правого полушария резко обедняется эмоциональная сторона жизнедеятельности. Если нарушена лобная часть головного мозга, то страдает рухальний механизм языка, регуляции форм поведения, мышления. Если поражена височна часть головного мозга, то нарушается восприятие слуховых, вкусовых качеств, анализ и синтез звуков, память.

Если у людей одинаково оказываются оба типа мышления, то видкри-ваеться широкий спектр деятельности : сочетание последовательности в работе и, в то же время, образное, целостное, быстрое восприятие событий, тщательное обмиркування своих поступков, особенно в экстремальных ситуациях.

Доминирующим в процессе формирования личности является развитие ливопив-кульних компонентов мышления. Правопивкульне, образнотворче мышление постепенно подавляется при недостатках воспитания и учебы, и талантливые дети становятся обычными «стандартными», взрослыми.

На мозг человека непрерывно действуют разнообразные за количеством и качеством раздражители с внутренней и окружающей сред. Возникновение не-ожидаемой и напряженной ситуации приводит к нарушению равновесия между организмом и окружающей средой. Наступает неспецифическая реакция организма в ответ на эту ситуацию — стресс.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов и связана с центральной системой.

Наличие мозга, нервных систем, эндокринных желез дает возможность организма реагировать на внутренние или внешние ситуации таким образом, чтобы быть готовым к возможным изменениям. Поведение человека дает определенное представление об информации, которую она получила из внешнего мира или от своего организма с помощью органов чувств. Связь между ощущением и поведением устанавливается преимущественно в определенных участках коры головного мозга и, в зависимости от раздражителя, происходит адекватное действие организма — рефлекс. Рефлексы могут быть двух видов — безусловные и условные.