Основы проблемы безопасности жизнедеятельности. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы и их характеристики. Селевые потоки, сдвиги и другие метеорологические опасные явления и их характеристики

Главная - Безопасность жизнедеятельности - Основы проблемы безопасности жизнедеятельности. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы и их характеристики. Селевые потоки, сдвиги и другие метеорологические опасные явления и их характеристики

В этом случае достаточно лишь вспомнить рыбалок, которых весной в 2001 году вынесло на льдине в открытое Азовское море, катастрофу с теплоходом "Адмирал Нахимов" под Новороссийском, попробовать выйти из полесских болот или с Карпатских или Крымских гор и станет понятно, что без соответствующих знаний и умений выжить в экстремальных условиях очень трудно. Вместе с тем никому не известный, куда его забросит судьба. Возможно, это будут горы или пустыня, возможно, белорусские болота или леса, а возможно, и антарктическая экспедиция. Именно поэтому наведем начальные сведения об основных правилах выживания в экстремальных условиях окружающей среды разных широт.

Человек в условиях автономного существования

Перед человеком, который очутился в условиях автономного существования, уже с первых минут появляется ряд неотложных заданий :

- преодоление стрессового состояния от аварийной ситуации;

- представление первой медицинской помощи пострадавшим или самопомощи;

-захист от неблагоприятного влияния факторов окружающей среды (низких или повышенных температур, прямой солнечной радиации, ветра и тому подобное);

- обеспечение водой и едой;

- определение своего местопребывания;

— установление связи и подготовка средств сигнализации.Не все люди, которые оказываются в чрезвычайной ситуации (кораблекрушение или самолета, пожар, наводнение и тому подобное), способны к немедленным, энергичным, целеустремленным действиям. Большинство людей (приблизительно 50-75 % потерпевших), находятся в состоянии панической реакции, оставаясь относительно спокойными, хотя и недостаточно деятельными. У 12-25% людей наблюдается истерическая реакция. У одних лиц проявляется в виде сильного возбуждения, беспорядочных, неадекватных ситуации действий, в других — в заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии до того, которое случилось, неспособности к любым действиям. И только 12-25% людей, сохранив самообладание, быстро оценивают ситуацию, которая сложилась, действуют решительно и разумно.

Определенный период времени все люди, за незначительным исключением, успокаиваются, адаптируются к новой, необычной обстановке и постепенно подключаются к деятельности, необходимой для сохранения жизни и здоровья. Успешность этой деятельности зависит от многих обстоятельств: физического и психического состояния людей, имеющихся запасов еды, воды, аварийного оборудования. Значительную роль будут играть естественные условия района беды : температура и влажность воздуха, солнечная радиация, растительность, источники водоснабжения и тому подобное. Все эти причины объективного и субъективного характера, которые предопределяют результат автономного существования, называются факторами выживания. К ним принадлежат также так называемые стресори выживания, которые самое негативное влияют на человеческий организм, на длительность предельная допустимых сроков автономного существования, а именно: физическая боль, холод, жара, жажда, голод, переутомление, одиночество, страх.

Боль. Это нормальная физиологичная реакция организма, которая выполняет защитную функцию. С одной стороны, человек, который лишен болевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, потому что не может своевременно устранить угрожающего фактора. С другой стороны, боль, нанося страдания, раздражает, отвлекает человека, а длительная, непреодолимая боль влияет на ее поведение и дальнейшую деятельность. Вместе с тем человек может преодолеть даже очень сильные болевые ощущения, перебороть их. Сосредоточившись на решении какого-то задания, человек способен на определенное время "забыть" о боли.

Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холодовой стресор влияет на психику человека. Каменеют от холода не только мышцы, цепенеют мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур, например в Арктике, деятельность человека начинается из мероприятий защиты от холода — строительства хранилищ, разведения огня, приготовления горячей еды и питья.

Жара. Высокая температура окружающей среды в сочетании с прямой солнечной радиацией вызывает в организме человека значительные изменения, кое-где за достаточно короткий промежуток времени. Перегревание организма нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психическую деятельность. Особенно опасное влияние высоких температур в сочетании с недостатком питьевой воды, потому что в этом случае рядом с перегреванием развивается обезвоживание организма.