Аудит активов предприятия


Аудит расчетных операций следует начинать из анализа правильности оплаты за отгруженные материальные ценности, а также полноты списания видвантаженихцинностей.

Во время проверки необходимо установить, правильно ли отображенные за статьями баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сравнивают остатки за каждым видом расчетов на одну и одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками за синтетическим счетом 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности за каждым покупателем или заказчиком. Такие расхождения - следствие заброшенности учета расчетных операций или результатзловживань.

Каждая сумма дебиторской задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Во время аудиту дебиторской задолженности различают такие ее категории: текущую (или нормальную); неоплаченную в срок; задолженность за сроком давности, который прошел; спорную; безнадежную.Во время проверки расчетов с покупателями устанавливают, или заключенные договоры поставки продукции, или правильно высчитываются суммы, надлежащие предприятию за принятую покупателем продукцию. Проверяют полноту и своевременность расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают копии карточки аналитического учета расчетов (контокорентни выписки) при расчетах с иногородними покупателями (орга-низаций-кредитори высылают организациям-дебиторам). Предприятие-дебитор возвращает карточку на протяжении 10 дней из дня получения. С покупателями из этого самого города составляется актвзаемозвирки.

10. Аудит расчетов за претензиями

Счет 37 "Расчеты с разными дебиторами", субсчет 374 "Расчеты за претензиями".

Одним из важных задач аудиту есть проверка расчетов за претензиями за невыполнение договорных обязательств. Есть несколько групп претензий:

к поставщикам и подрядчикам за выявленные во время проверки их счетов завышения объемов выполненных работ, недопоставку товаров, завышение цен и тарифов, завышение сумм вследствие арифметических ошибок, за несоответствие качества поставленных товаров стандартам или техническим условиям, за простой по вине поставщиков;

к транспортным организациям за недостаток груза свыше норм естественной убыли, которая возникла в дороге, и за лишние уплаченные суммы при перевозке грузов;

за санкциями (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных судорог;

к банкам за сумами, по ошибке списанными за счетами в банка (за валютными операциями).

Претензии предъявляют после того, как предприятие узнало о нарушении своих имущественных прав и законных интересов другим предприятием. Претензии о возмещении стоимости продукции (товаров), которой бракует, ненадлежащего качества или некомплектной и уплату штрафа за поставку такой продукции (товаров) предъявляют в продолжение месяца, а претензии за другими основаниями - на протяжении 2 мисяцив.

За каждой претензией необходимо проверить ее обоснованность и правильность оформления документов

Несоблюдение сроков предъявления претензий часто используется для сокрытия фактов краж материальных ценностей. Поэтому надо выучить причины отказа поставщиков или транспортных организаций в удовлетворении претензии, протоколы рассмотрения претенциозных дел в суде и арбитраже. Если за претензией скрывалось присвоение ценностей отдельными должностными лицами, необходимо принять меры относительно возмещения причиненного вреда

При недостатке товаров в дороге следует проверить наличие коммерческих актов и правильность их оформление

Аудиторы выясняют обоснованность претензий, устанавливают виновных лиц, сумму вреда, причиненного предприятию путем погашения необґрунтованихпретензий.





Вернуться назад