Аудит хозяйственных операций в условиях функционирования АРМ бухгалтера

Главная - Аудит - Аудит хозяйственных операций в условиях функционирования АРМ бухгалтера

Стандарты аудиту регламентируют уровень профессиональной компетентности аудитора, необходимый для получения обгрунтованого независимого вывода относительно достоверности финансовой информации предприятия в результате аудиту финансовой отчетности или других аудиторских услуг. Компетентный аудитор планирует и документирует свою деятельность по целью получения достаточного количества объективных аудиторских свидетельств для обгрунтування вывода

Надлежащее выполнение аудиторских услуг оценивается отсутствием существенных ошибок в финансовой отчетности или других источниках финансовой информации предприятия, которая характеризует предельный уровень гарантии достоверности этой информации. Методику определения существенности целесообразно регламентировать отдельным стандартом (нормативом).Невозможность забеспечення определенной гарантии со стороны аудитора можно обгрунтувати, раскрыв понятие аудиторского риска и факторов, которые не зависят от аудитора. Предложенный вариант согласованности основных концепций и понятий аудиту должны сопровождаться изложением всех сроков, коротким описанием механизма создания, внедрение и отличия стандартов (или ссылкам на отдельный стандарт или положение Аудиторской палаты). За образец может служить, например, структура Закона Украины “Об оподаткуван-ня прибыли предприятий”. Следующие стандарты должны устанавливать задача, содержание и процедуру основных этапов аудиту финансовой отчетности и других аудиторских услуг. Требования к форме и содержанию отчета аудитора или другого документа, которым должен оформляться аудиторский вывод, учитывая важность этой процедуры, тоже подается отдельным стандартом (или стандартами). Здесь надо учесть требование (статья 23) сообщать владельцев, заказчиков, уполномоченных ими лиц о выявленных во время проводки аудиту недостатки ведения бухгалтерского учета и отчетности и предусмотреть отдельный документ относительно порядка оформления и представление такого сообщения

Относительно регламентации учета особенностей условий специфических областей народного хозяйства или видов деятельности можно выделить стандарты по таким видам деятельности, которые появились в период перехода к рыночной экономике или же испытали значительных изменений (банковская, страховая, инвестиционная деятельность и т.п.).

На современном этапе развития аудиту целесообразно предусмотреть в составе нормативов цель, задача и общие процедуры аудиту во всех случаях обязательности его осуществление согласно действующему законодательству (эмиссия ценных бумаг, изменение формы собственности, учреждение финансовых посредников, признание банкротства или ликвидации предприятия).

Отдельный норматив также необходимо посвятить процедурам аудиту консолидированной отчетности, где следует предусмотреть условия сотрудничества нескольких аудиторских фирм (аудиторов) и распределения между ними ответственности за аудиторский вывод

Учитывая изложенное, система норм (стандартов) аудиторской деятельности в Украине может иметь вид, представленный на рис. 1.4.

Рассмотрим в контексте этих предложений и международного опыта действующие нормативы Аудиторской палаты Украины №2 и №13, что касаются соглашения на осуществление аудиту и аудиторского вывода. В Нормативе №2 в основному удачно учтена международная практика заключения соглашений на аудиторские услуги по требованиями законодательства Украины к их структуре. Тем не менее следует заметить, что здесь выпущенные требования к независимости аудитора и степень его ответственности в случае осуществления аудиту годовой отчетности или предоставление других услуг, условия сотрудничества с другими аудиторами и распределения ответственности во время аудиту консолидированной отчетности, использование экспертов, а также возможность расторжения соглашения в случае нарушения независимости аудитора. Кроме того, следует учесть требования статьи 23 Закона Ук-райни “Об аудиторской деятельности” относительно обязательного инфор-мування заказчика о выявленных во время аудиту недостатки ведения бухгалтерского учета и отчетности

рис.1.4

ВАРИАНТ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ АУДИТУ В УКРАИНЕ

№ 1 “Цель и основные

принципы аудиту”1.1 1.2 1.3 1.4Профессиональная компетентность

Контроль качества аудиторских услуг