Планирование, стадии и процедуры аудиту

Главная - Аудит - Планирование, стадии и процедуры аудиту

После заключения договора начинают работы первого уровня планирования. Назначаются конкретные исполнители, хотя предварительно аудитор оценивает возможности проводки работ и определенные заказчиком сроки с учетом профессионального уровня своего персонала, его занятости в других проверках. Также во время заключения договора решается необходимость привлечения экспертов по отдельным вопросам или помичникиваудитора.

Как правило, западные фирмы назначают для аудиту группу в составе руководителя, старшего аудитора, помощников аудитора (ассистентов) и определяют партнеров, один из которых будет контролировать качество выполнения работ

Итак, во время назначения исполнителей следует учитывать:

количественный состав;

качественный состав;

сроки и виды работ.На этом этапе также готовится предыдущий бюджет расходов времени (приложение 2). Для его расчета принимаются к вниманию предыдущая оценка присущий риска контроля, уровня существенности, предыдущий опыт и основные виды работ, которые подлежат выполнению. К рискам контроля и уровня существенности относят:

- оценка аудитором рисков контроля - это эффективность системы внутрихозяйственного контроля предприятия, а именно ее способности предупреждать и обнаруживать ошибки на предприятии, и оценка размера личной риски не выявления существенных ошибок в отчетности предприятия, которая существует во время проводки аудитором аудиторских процедур, и определение на основании этого важнейших направлений аудиту;

- определение порогу существенности ошибок для целей аудиту по каждому виду операций;

- вероятность существования существенных ошибок в учете, которая оценивается аудитором учитывая предыдущий период проверки и найденные им раньше ошибки;

- определение сложных бухгалтерских операций, включая те, которые делались с использованием субъективного суждения бухгалтера (начисление резервов и такое подобное).

Как показано в приложении 1 , первый уровень планирования осуществляется после истечения первого квартала; а второй этап планирования традиционно начинает после сдачи отчетности за второй квартал. На основании анализа вносятся изменения в предыдущий бюджет времени, уточняется общий план и аудитор приступает к составлению программы аудиту ( или использует стандартную программу) для промежуточных процедур, которые целесообразно выполнять к истечению отчетного года

Рис.1. Этапы определения предыдущей общей и индивидуальной существенности на стадии планирования аудиту

1.2. Программа аудиту

Программа аудиту - это документ, который содержит: задача аудиту для конкретного объекту ( системы контроля определенных хозяйственных операций, остатков на счетах бухгалтерского учета, цикла хозяйственных операций и т.п.); процедуры, необходимые для выполнения поставленных задач; объемы и сроки их выполнения. В программе аудиту виды, содержание и время проводки запланированных аудиторских процедур должны совпадать с принятыми к работе показателями общего плана аудиту. Аудиторская программа помогает руководить исполнителями аудиту и контролировать их работу. В аудиторскую программу включается также перечень объектов аудиту по его направлениям, а также время, которое необходимо израсходовать на каждое направление аудиту или аудиторскую процедуру. Преференциальные стандарты требуют, чтобы программа была достаточно детальной и могла быть использована как инструкция для ассистентов и контроля правильности виконанихробит.

Для повышения качества планирования, сокращение расходов времени, как правило, используют заранее разработанные стандартные программы проверки, которые аудитор должен внимательно откорректировать с учетом особенностей их применения в условиях конкретного предприятия, оценки системы внутреннего контроля. Изменения в план и программу могут вноситься даже во время осуществления процедур подтверждения. Все изменения обязательно документируются с висвитленнямпричин.