Или угрожает Вселенной тепловая смерть?


На рубеже XIX-XX веков, в эпоху господства классической физики, наука о Вселенной столкнулась с рядом так называемых парадоксов. Логическое развитие общепринятых к тому времени представлений о мироздании привел к выводам, которые вступили в явное разногласие с реальным станом вещей.

Одним из таких «мировых парадоксов» стал «термодинамический парадокс», что возник во время попытки применения науки о тепловых процессах - термодинамики ко всей Вселенной.

В середине прошлого века известный немецкий физик Р. Клаузіус сформулировал так называемое второе начало термодинамики, согласно которому теплота может самая по себе переходить Іільки от более нагретого тела к менее нагретого и этот процесс длится до тех пор, пока температура обеих тел не уравняется. При этом некоторая часть теплоты обесценивается - теряет способность осуществлять работу. Эту необратимую, «утраченную» энергию Клаузіус предложил называть греческим словом «энтропия», что означал «обращенная вглубь».

Из второго начала термодинамики непосредственно вытекает, что в любой запертой физической системе все виды энергии должны постепенно превратиться на теплоту, «сбежать» в «тепловой океан», а теплота равномерно распределится между всеми телами. Как только это состоится, настанет «тепловая смерть» системы - все термодинамические процессы в ней полностью прекратятся.

Этот фундаментальный закон, справедливый для любых запертых физических систем, Клаузіус распространил на всю Вселенную. Энтропия Вселенной, твердил он, стремится к определенному максимуму и чем больше Вселенная приближается к этому предельному стану, тем меньше остается возможностей!? к дальнейшим изменениям. А когда этого стана будет достигнуто, все изменения полностью прекратятся и Вселенная застынет в мертвом покое. Настанет «тепловая смерть» мира. Вселенная будет продолжать свое существование, он не исчезнет, не превратится на ничто, но все термодинамические процессы в нем полностью прекратятся.

Нетрудно видеть, что теория «тепловой смерти» мира вступает в одверту разногласие с материалистическими представлениями о вечности движения материи. Поэтому нет ничего странного в том, что выводы термодинамики были активно использованные защитниками религии как своеобразный «естественно-научный» доказательство существования бога.

Закон энтропии, открытый Клаузіусом, твердил, например, папа Пои XII, привел нас к познанию того, что стихийные процессы природы всегда связаны с уменьшением свободной и полезной энергии. Эта фатальная судьба настійливо требует бытия необходимой сущности... Другими словами, бытие бога.

Еще откровеннее высказываются другие религиозные теоретики. Наука в этом случае, заявляют они,- в союзе с верой: она также твердит, что мир небезначальний, что он не в себе самому имеет причину и основу бытия, не в свойствах вечной субстанции; эта основа есть вне мира, в бозі.

Когда попробовать обобщить соображение богословов по этому вопросу, то они сводятся приблизительно к такому: в момент создания мира ему была, непостижимым для нас чином, т.е. божественной силой предоставленная определенная энергия, которая наибольшей мерой способная к действию. Со времени акта создания эта заведенная богом «пружина мировых часы» постепенно раскручивается. При этом процессы разрушения преобладают во Вселенной над процессами создания. Вселенная идет к своей гибели...

Ф. Енгельс подверг теорию «тепловой смерти» Вселенной основательной критике. Он указал на то, что перенесение второго начала термодинамики, т.е. закона роста энтропии, на всю Вселенную абсолютно неправомерное.

Эта мысль, высказанная Енгельсом, в современной науке достала убедительное теоретическое подтверждение. Как показал выдающийся американский физик Р. Толмен, вывод о неизбежности перехода запертой физической системы в стан термодинамического равновесия справедливый только для таких систем, которые находятся в неизменных, стационарных внешних умовах.

Если запертая система имеет переменное гравитационное поле, то с точки зрения общей теории относительности это поле становится относительно системы, которая его породила, нестационарным внешним фактором, оно не является ее составной частью. Интимы словами, такую систему уже нельзя считать запертой. Итак, вывод о стремлении ее энтропии к определенному максимуму оказывается совсем неправомірним.





Вернуться назад