Космос - Земля - Человек

Зоряне небо. Одним из важнейших положений материалистической диалектики у представление об общей взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы.

Как общественная формация человечество подчиняется особым специфическим закономерностям - законам общественного развития, открытым и исследованным приверженцами материализма. Но с точки зрения естественных наук мы - часть Вселенной и подчиняемся действующим во Вселенной физическим и другим закономірностям.

Не только целый ряд условий нашей жизни, а и самое существование земной цивилизации зависят от того, что представляет собой наша Вселенная, как он развивается, какие физические процессы в нем происходят, какие законы действуют. Осознание человеком из научных позиций своего места во Вселенной, своей взаимосвязи с окружающим миром, имеет не только важное значение для нашей практической деятельности, оно представляет основу нашего научного мировоззрения.

Если мы - часть Вселенной, то наше существование должно быть тесно связанное не только с окружающими нас явлениями, а и с явлениями космического характера.

Преодолеть земное тяготение и выйти в космос человеку удалось только во второй половине XX столетие. И все же жизнь человека была связана с космическими явлениями уже из глубокой давности. Как уже было указано, зрении и планеты помогали человеку находить пути в океане, измерять время, составлять календари, определять сроки сельскохозяйственных робіт.

Одной из первых, разумеется, еще наивных попыток проявить связь земных и небесных явлений были мифы старинных греков о звездном небе. Хотя в них действуют многочисленные боги, нимфы, циклопы и другие фантастические существа, которые имеют сверхъестественные свойства, все же их главными героями в люди, которые не только выступают наравне с богами, а нередко и побеждают их.

Поняло, связь между земным и небесным как в мифах старинных греков, так и в аналогичных легендах других народов е иллюзорным. Он не отвечает реальному стану вещей.

Религиозные люди старались найти связь между «небесным» и «земным» также в редчайших небесных явлениях - полных затемнениях Луны и Солнца, появлениях ярких комет, дождях падающих звезд. Но и эти связи были иллюзорными, они существовали лишь в воображении наших предків.

Роль математических методов в познании мира. Познание естественными науками окружающего мира неразрывно связано с применением математического аппарата и математических исследовательский приемов.

Не случайно Коперник на титульном листе своей большой работы написал: «Пусть не входит сюда никто, не осведомленный с математикой». Без помощи математического аппарата невозможно было бы точно выразить реальные количественные соотношения и зависимости, которые существуют в природе.

Правда, в процессе своего развития наука обнаруживает не только количественные, а и качественные закономерности. Однако, во-первых, в основе любых качественных преобразований лежат количественные изменения. А, во-вторых, выявление качественных закономерностей не дает нам завершенного знания - это лишь промежуточный этап. Научная теория только тогда может считаться завершенной, когда она получает своего математического выражения. Поняло, это в первую очередь касается таких наук, как физика и астрономия. И вдобавок математические формулы - это не только способ описания. Математический метод имеет колоссальную эвристическую силу; исходя из фактов реального мира, он способен давать новое знание. Если математический аппарат правильно отображает существующие в природе связки и отношения, то путем чисто математических преобразований можно, отталкиваясь от явлений, на основе которых этот аппарат был построен, предусматривать новые, еще неизвестные явления, а также прогнозировать дальнейшее развитие тех или других естественных процесів.

Наблюдательная астрономия связана с точными количественными измерениями. А эти измерения невозможные без введения какой-то системы отсчета, подобный географической системе координат на Земле. Только за этого условия можно обеспечить, в одного стороны, нужную точность результатов наблюдений, а со второго - возможность цільоуказань на небе, которые дают возможность безошибочно отыскивать исследуемые объекты.