Чрезвычайные небесные явления затемнения, кометы


Итак, кометы могут быть своеобразными созданными самой природой зондами, которые дают возможность достать уникальную информацию о физических процессах, которые происходят в межпланетном пространстве.

Кроме того, большой научный интерес представляет изучение строения и состава кометных ядер, поскольку согласно 8 некоторыми предположениями, материал кометных ядер - это и первоначальное вещество, из которого формировались в отдаленном прошлом планеты Солнечной системы.

В период дежурного сближения кометы Галлея с Солнцем и Землей в 1985-1986 pp. была проведена уникальная операция - проект «Вега», в ходе ян*го осуществлялось изучение этой кометы космическими аппаратами.

В проекте вместе с советскими учеными приняли участие ученые социалистических стран, а также Франции, Австрии и ФРГ.

В конце декабря 1984 года с одного из советских космодромов с интервалом в несколько дней стартовали две советские межпланетные станции. Они сначала доставили исследовательскую аппаратуры к планете Венера, а потом продолжили полет для сближения с кометой Галлея.

В марте 1986 года обе станции прошли близ ядра кометы Галлея, осуществив большой комплекс наблюдений, а вслед за ними станция «Джотто» Европейского космического агентства и две японские станции «А» и «Пионер».

Анализ добытых данных показал, что ядро кометы Галлея, исходя из всего, оказалось монолитным телом неправильной формы, размером приблизительно 7,5 X 8,2 X ХІ6 км. Оно покрыто тугоплавкой темной коркой, завтовшки около 1 см, сквозь которую время от времени прорываются водные пары 1 газа. Температура поверхности этой корки составляет 300-400 К. Что же к температуре самого ядра, то она, как оказалось, равняется 100 градусов за Цельсієм. Ядро оборачивается вокруг своей оси, осуществляя полный оборот за 50-56 ч.Космические исследования, по всей видимости, подтвердили представление о ледовой природе космических ядер, хотя ряд вопросов относительно строения этих объектов остается невыясненным и является предметом научных дискуссий.

Неоднократно высказывалось предположение о том, что кометы могут быть своеобразными переносчиками жизни. Поэтому особенно большой интерес представлял ответ на вопрос о наличии в составе ядра кометы Гал-лея органических речовин.

Вследствие обработки результатов исследований состава кометной пыли, выполненных с борта космического аппарата «Вега-1» были выявлены органические молекулы, в том числе такие, которые содержали углерод и водород; углерод, азот и водород; углерод, кислород и водород и т.д. Молекул нуклеїнових кислоты выявлены не было, тем не менее не исключениный, что, попадаясь в теплую водную среду, органические молекулы, которые содержатся в составе кометы, могут образовывать эти кислоты.

Методические соображения. При изложении материала об «чрезвычайных» небесных явлениях следует ввернуть особое внимание на то, что в основе этих явлений лежат те же самые естественные закономерности, которые руководят и ходом обычных «повседневных» явищ.

Так, затемнение Луны и Солнца е результатом движения Луны и Земли соответственно тем самым законам Кеплера, которые руководят движением планет вокруг Солнца.

Рух комет подчиняется закона тяготения, с проявлениями которого мы встречаемся на каждом шаге. Кстати, законы Кеплера могут быть сугубо математическим путем выведенные из закона всемирного тяготения, а именно законы Кеплера описывают движение периодических комет.

Метеорные явления обусловленные теми самыми физическими закономерностями, согласно которым разрушаются и «сгорают» искусственные спутники Земли, которые отработали свой срок, и космические корабли, которые входят со сверхзвуковыми скоростями в плотные слои земной атмосферы.

Следует также сделать ударение на потому, что с действием закономерностей, которые определяют возникновение «чрезвычайных» явлений, мы нередко встречаемся в повседневной жизни и даже используем их в своей практической деятельности.

Можно привести такой пример в связи с «кровавым» цветом Луны во время месячных затемнений. Всем хорошо известные запретные красные «стоп-сигналы» уличных и железнодорожных светофоров, оранжевый^-оранжевы-оранжевые-красно-оранжевые сигнальные огне аэропортов, красные и оранжевые огне морских маяков. Следует упомянуть о ярко-оранжевых костюмах космонавтов и комбинезоны дорожных рабочих. Во всех этих случаях красный и оранжевый цвет выбран не случайно: если красные и оранжевые лучи меньше за другие рассеиваются в воздухе, то сигнальные огни и предметы таких цветов будут хорошо заметны на большом расстоянии. Интересно, например, что по статистике дорожных происшествий автомобили красного и оранжевого цвета реже попадаются в аварии, чем машины других цветов, скажем серого, синего или зеленого. Это объясняется тем, что красные и оранжевые автомобили водители встречных машин замечают издали.





Вернуться назад