Чрезвычайные небесные явления затемнения, кометы

Хорошо известно, какое пасмурное впечатление взыскивали полные затемнения Солнца на людей в прошлом. Наши предки воспринимали их как одно из грозных небесных знамений, которые якобы прорицало ужасные несчастья и неминуемые беды. Вспомним «Слово о полке Игоревом», где описано, какой суеверный ужас вызвало полное затемнение Солнца у воинов князя Игоря, которые выступили в поход против половців.

Боязнь солнечных затемнений была связана не только с непониманием причин этого явления и с его непривычностью. Незаурядную роль отыгрывало еще и то обстоятельство, что люди ощущали свою зависимость от Солнца, и когда вдруг Солнце затемнялось, исчезало, переставало светить, люди боялись остаться без Солнца навсегда, что равнозначное гибели.

Страх перед возможными неблагоприятными следствиями того или другого редчайшего и непонятного явления природы - также одна из причин, которые побуждали человека приписывать этим явлениям мистическое содержание.И еще одна причина сугубо психологическая: неожиданность - неожиданное нарушение обычного течения событий, упроченного порядка вещей, который в силу своего постоянства воображается людям единственно возможным. Целиком понятно, что его нарушение способно справить на человека довольно сильное впечатление.

Все эти причины и могут приводить к тому, что редчайшие и необыкновенные явления природы, которые поднимают обычный ход событий и противоречат тем самым многолетнему жизненному опыту, могут выдаться людям чем-то чрезвычайным, проявлением сверхъестественных сил. Хотя на самом деле такие явления, как и все другое в природе, имеют целиком естественные причины и подчиняются естественным закономірностям.

Аким бы редчайшим и непривычным не было бы то или

другое явление, даже в том случае, когда оно связано с нарушением известных законов природы, оно не имеет ничего общего с чудом, с проявлением сверхъестественного. За любым, даже наднезвичайним явлением стоят целиком определенные естественные закономерности, хотя, возможно, и такие, которые еще не открыты наукой.

Кометы. Хвостатые небесные гости - кометы всегда предрасполагали к себе внимание не только специалистов, а и най-ширших кругов людей. В наше время на смену всяческим суеверным представлением о кометах пришло четкое понимание естественного происхождения этих своеобразных небесных тіл.

Особый интерес к кометам возник в связи с выдающимся астрономическим событием в 1985-86 pp.- очередным сближением с Солнцем и Землей знаменитой кометы Галлея.

Эту комету было подмечено в августе 1682 года, и одним из первых ученых, которые ее наблюдали, был английский астроном Едмунд Галлей - один из руководителей известной обсерватории в Грінвічі, через которую проходит меридиан, принятый за нулевой. Согласно представлениям, которые существовали к тому времени, кометы считались небесными телами, которые проникают в Солнечную систему іззовні, с межзвездного просторную, и после прохождения близ Солнца снова выходят за ее пределы. За время существования человечества в небе Земли появлялись сотни комет, но астрономы были убеждены в том, что все они разные.

Галлей решил вычислить орбиты некоторых комет, относительно которых были соответствующие данные наблюдений. Эта работа, связанная с преодолением довольно значительных для того времени вычислительных трудностей, забрала около 20 лет. Галлею удалось рассчитать орбиты двух десятков комет, которые появлялись в разные года. При этом выяснилось удивительное обстоятельство: орбиты комет 1531 и 1607 pp. были очень похожи на орбиту кометы 1682 года.

Галлей сделал целиком правильный вывод: это одна и та самая комета, которая периодически возвращает к Солнцу

через каждые 75-76 лет. Исходя из этого, он предусмотрел, что очередного появления той самой кометы следует надеяться в 1758 году. И она в самом деле появилась в конце 1758 года. С того времени эта комета носит имя Галлея.

Подобно до многих других комет, комета Галлея двигается вокруг Солнца по очень извлеченной эллиптической орбите, отдаляясь от него на расстояние, которое в 18 раз превышает расстояние от Солнца до Земли. При этом плоскость, в которой двигается комета, наклоненная под углом 18° к плоскости земной орбиты. На отличие от планет, которые оборачиваются вокруг Солнца в направлении против часовой стрелки (если смотреть с северного полюсу Земли), комета Галлея перемещается в направлении за часовой стрелкой, осуществляя полный оборот в среднем за 75-76 років.

Проходя близ Солнца, комета приближается к нему на минимальное расстояние, которое составляет близко 900 миллионов километров. В этот момент она находится в точке (так называемый перигелий), расположенной между орбитами Меркурия и Венеры.