Поиск и исследования внеземных форм жизни. Планетарный карантин, необходимые при этом мероприятия

Очевидно, существование фотосинтеза в той или другой форме как процесса полезной утилизации энергии в биологических системах является важным критерием существования развитый жизнь.

Можно заключить, что независимо от конкретной химической структуры фотосинтетического аппарата общим свойством фотобиологических процессов утилизации световой энергии есть наличие такой последовательности реакций: поглощение света и нарушение молекул пигментов - делокализация электрона (дырки) - перенос электрона (дырки) по открытой цепи окислительно - восстановительных соединений - образование конечных продуктов из запасанием в них энергии света. Существование такой фотосинтетической цепи есть общим для большинства фотобиологических процессов и может рассматриваться как необходимое условие существования жизни.

Можно выдвинуть общие принципы, которыми следует руководствоваться при определении критериев существования и поиска внеземной жизни.

Основным свойством живой материи есть ее существование в виде открытых систем, которые самовоспроизводятся, что имеют структуры для сбора, сохранение, передачи и использование информации.

Углеродосодержащие органические соединения и вода как растворитель составляют химическую основу жизни.

Необходимым условием жизни является утилизация энергии света, так как другие источники энергии владеют на несколько порядков меньшей мощностью.

В живых системах протекают соединенные химические процессы, в которых происходит передача энергии.

В биологических системах могут преобладать асимметрические молекулы, которые осуществляют оптическое обращение.

Разные организмы, которые существуют на планете, должны владеть возле подобных основных рис.

Методы выявления внеземной жизни.

Как уже говорилось, наиболее сильным доказательством присутствия жизни на планете будет, конечно, рост и развитие живых существ. Поэтому, когда сравниваются и оцениваются разные методы выявления жизни вне Земли, преимущество отдается тем методам, которые разрешают с достоверностью установить размножение клеток. А поскольку наиболее распространенными в природе есть микроорганизмы, при поиске жизни вне Земли прежде всего следует искать микроорганизмы. Микроорганизмы на других планетах могут находиться в грунту, или грунту атмосфере, поэтому разрабатываются разные способы взятия проб для анализов. В одном из таких приборов - “Гулливере” - предложенное остроумное приспособление для взятия пробы для посева. По окружности прибор расположен три небольших цилиндрических снаряда, к каждому снаряду прикрепленная липкая силиконовая нить. Взрыв пиропатронов отбрасывает снаряды на несколько метров от прибора. Потом силиконовая нить наматывается и, погружая при этом в питательное , среда заражает ее частицами прилипшего к ней грунта.

Размножение организмов в питательному мог среде быть установлено с помощью разных автоматических устройств, которые одновременно регистрируют нарастание мутности среды (нефелометрия), изменение реакции питательного ( середовищапотенционометрия), нарастание давления в сосуде за счет газа, который выделяется, (манометрия).Очень утонченный и точный способ основан на том, что в питательное додаваими среда органические вещества (углеводы, органические кислоты и другие), что содержат меченный углерод.

Микроорганизмы, которые размножаются, будут раскладывать эти вещества, а количество радиоактивного углерода, который выделился в виде углекислоты, определит миниатюрный счетчик, прикрепленный к прибору. Если питательная бу среды содержать разные вещества с меченным углеродом (например, глюкозу и белок), то по количеству углекислоты, которая выделилась, можно составить ориентированное представление о физиологии микроорганизмов, которые размножаются.

Чем больше разнообразных методов будет использовано для выявления обмена веществ у микроорганизмов, которые размножаются, тем более шансов получить достоверные сведения, так как некоторые методы могут подвести, дать ошибочные данные. Например, питательное мог среда помутнеть и от пыли, которая попала у нее, (как, возможно, было с “Викингами” в 1976 г., см. выше). Когда клетки микроорганизмов размножаются, интенсивность всех регистрируемых и переданных на Землю показателей непрерывно нарастает. Динамика всех этих процессов хорошо известная, а она надежный критерий действительного роста и размножение клеток. В конце концов, на борте автоматической станции может быть два контейнера с питательным , средой и как только в них начинается нарастание изменений, в один из них автоматически будет добавленное сильнодействующее ядовитое вещество, которое целиком прекращает рост. Длящееся изменение показателей в другом контейнере буде надежным доказательством биогенного характера процессов, которые наблюдаются.