Развитие космонавтики в СССР после Второй мировой войны к сегодня

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Развитие космонавтики в СССР после Второй мировой войны к сегодня

В первые года прорыва в космос притворные немыслимыми современникам темпы работ в области ракетно-космической техники были обусловлены острым военным и политическим соперничеством между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Ради приоритетных космических достижений эти две государства не жалели ни сил, ни огромных средств. Например, только взрывание 12 астронавтов США на месячную поверхность по программе "Аполлон" обошлась американцам в 60-ценах х лет более чем в 20 миллиардов доларів.

Уже за первое десятилетие было создано большинство космических комплексов и практически все ракеты-носители для пилотированных польотів.

СССР начал разработку своей воздушно-космической системы "Энергия-Буран", почти аналогичной Space Shuttle, с некоторым отставанием от США. После 10 из лишним лет интенсивных работ под общим руководством В.Глушко была создана новая ракета-носитель трудного класса "Энергия" - 15 мая 1987 года она сделала свой первый экзаменационный полет. Еще через полтора года, 15 ноября 1988 года, в первый и в последний раз отправился на орбиту воздушно-космический самолет "Буран". Хотя оба эти полета завершились целиком успешно, острая нехватка финансовых средств, а потом и развал Советского Союза не разрешили довести "Энергия-Буран" хотя бы к этапу пилотированных полетов. Так и не сделав ни одного полета с космонавтами на борте, "Бураны" оказались прикованными к земле, а позднее превратились в "аттракционы" и постепенно пришли в полную непригодность. Багатомільярдні средству в очередной раз оказались израсходованными напрасно - фактически предназначенная для "звездных войн" новая ракетно-космическая система так и не смогла отыскать для себя полезную работу на мирном пути. В 1993 году программа "Энергия-Буран" была закрыта окончательно, хотя в ангарах Байконура все еще находились несколько ракет и подготовленный к полету "Буран-2".

После исчезновения СССР из карты мира для всей отечественной космонавтики наступили тяжелейшие времена. Созданный с такой работой дорогой космический комплекс страны распался на отдельные суверенные кусочки. Даже первая космическая гавань планеты - космодром Байконур - оказалась вне территории России. Общее количество ежегодных запусков постепенно сократилось от 100 до 25. Относительно благополучным для России 2000-оказался и год, когда "Протоны" вывели в космос 8 коммерческих спутников связи для заграничных заказчиков, которое разрешило заработать значительную сумму в твердой валюте. Всего за тот год состоялось 37 запусков, 35 из них были успешными.

Несомненно, что заметное влияние на развитие мировой космонавтики в XXI столетии сделают амбициозные планы китайцев, которые совсем близкие к запуску первых своих космонавтов. Третий экзаменационный полет беспилотного китайского УК, что стартовал 25 марта, успешно завершился 1 апреля мягкой посадкой аппарата, который спускается, на территории Внутренней Монголии.

В данное время пилотированная космонавтика России почти целиком ориентирована на обслуживание МКС "Альфа". На текущий год запланированные 4 запуска транспортных "Прогрессов" (первый из них отправился в космос 21 марта) и 2 запуска кораблей-спасателей "Союз", предназначенных для экстренной эвакуации постоянных экипажей МКС в случаях возникновения аварийной ситуации. Через тяжелое положение космической области наши конструкторы и производственники вынуждены выкручиваться, кто как может. Одним со способов временного выживания стали запуски туристов-миллионеров, первым с который оказался американец Деннис Тито. В конце апреля на борте УК "Союз" свободное третье кресло займет следующий космический турист - южноафриканский миллионер Марк Шаттлворс, а в ноябре - или бывшая заместитель руководителя NASA Лорі Гарвер, или солист американской поп-группы Ленс Басс. Считается, что каждый такой турист ради недельного пребывания в космосе излагает в целом около 20 миллионов долларов.Как говорят, не бывает худая без добра. Некоторую пользу русской космонавтике может сделать отказ NASA от разработки своего семимісного корабля-спасателя Х-38. По первоначальным соглашениям "Союзы" могут использоваться в составе МКС только до 2005 года, пока численность основных экипажей "Альфы" не превысит трех мужчина. Если будет принято решение об увеличении их численности, выходом из положение, которое создалось, может стать одновременное использование сразу двух спасателей "Союз", что постоянно дежурят на орбите. При этом количество запусков пилотированных "Союзов" сразу же удваивается и достигнет четырех в год. К сожалению, даже в этом случае без достаточного финансирования отечественная космонавтика не сможет не только развиваться, но и существовать продолжительное время. Выход из кризиса возможный только на пути срочного принятия реального перспективного плана развития отечественной космонавтики и строгого выполнения всех его положений.

Использованная литература:

История советской космонавтики. - Г., 1990.

История науки и техники СССР. - К., 1986.

Новейшая история. Учебник. - К., 1998.