Определение расстояний и размеров тел в Сонячнії системе, и движение небесных тел под действием сил тяготения

(1 а.о.). в астрономучних единицах часто измеряют расстояние между телами Солнечной системы.

Определение размеров світил.

На рисунке: Т - центр Земли, М - центр светила линейного радиуса r. По определению горизонтального параллакса радікс Земли R видно из светила под углом p, а радиус света r видно из Земли под углом. Знавая расстояние D к светилу и измерив его угловой радиус можно вычислить его линейный радіус.

ІІ. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

Космические скорости и форма орбіт.

Исходя из наблюдений за движением Луны и анализируя открытые Кеплером законы движения планет, И.Нютон установил закон всемирного тяготения. По этому закону, всчі тела во Вселенной притягиваются одно до одного с силой, прямо пропорциональной квадратные расстояния между ними. Этот закон объясняет движение планет и комет вокруг Солнца, движение спутников вокруг планет. Нютон довел, что под действием взаимного притягивания тела могут двигаться одно относительно второго по эллипсу, по параболе и гиперболе. При определенной скорости тело описывает круг возле центра тяготения.такую скорость называют первой космической или круговой скоростью, ее предоставляют телам, чтобы запустить щутучний спутник Земли на орбиту. Если телу предоставить второй космической скорости, то тело навсегда отойдет от Земли и может стать сопутником Солнца. Средняя скорость движения Земли по орбите 30 км/с.

Космические скорости есть такими как : первая космическая скорость, вторая космическая скорость, третья космическая скорость и параболическая скорость. Первая космическая скорость это минимальная космическая скорость, при досягнені которой тело находится в гравитации, поле небесного тела может стать его сопутником с круговой траекторією.Орбита небесного тела представляет окружность, эллипс, параболу или гиперболу, в фокусе которых есть находится центр масс системы.

Возмущение в движении планет.

В Солнечной системе планет много, все они не только притягиваются Солнцем, а и притягоють одна одну. Отклонение от движения, которое происходило бы строго по закону Кеплера, называется з б у р е н н я м.Наибольшие возмущения в Солнечной системе вызывает планета Юпитер, которая приблизительно в 300 раз меньшая за Землю. Она оказывает большое влияние на движение астероидов и планет, когда они проходят близко круг ее. При запуске щутчних сопутників, розраховоють их траекторії пользуются теорией движения небесных тел, в частности теорией возмущений. Небо, которое за уювленням віроючих является жильем богов, стало ареной человеческой деятельности так же, как и Земля.

Открытие Нептуна.

Одним из ярких примеров достижений науки. Было открытие планеты Нептун. Уран - планета, которую открыл В.Гершель. она едет за Сатурном, которая много столітьвважалася найвіддаленішою из планет. К 40-х лет ХІХ ст. точные спостереженя показали, что он едва заметно отдаляется от того пути, которым имел бы двигаться. Ученые Левер'є и Адамс высказали допущение, которое, поскольку возмущение со стороны известных планет не объясняют отклонения Урану, знаить, на него действует притягивание еще неизвестного тела. Они почти одновременно высчитали где должно находиться неизвестное тело. Ученые высчитали орбиту неизвестной планеты, ее массу и указали место на небе, где в данное время она находится. Ее было найдено в телескоп в 1846 г. и названо Нептуном.

Приплыви.

Разность ускорений, которые возникают вследствие притягивания другим телом, в данной точке и в центре планеты называется припливним прискоренням.

В качестве примера рассмотрим систему Земля - Луна. Один и тот самый элемент массы в центре Земли притяатиметься Луной слабше, чем на стороне, обращенной к Луне, и сильнее, чем на противоположном. Через это Земля, и прежде всего ее водная оболочка, слегка растягивается в оба стороны вдоль линии, которая совмещает ее с Луной. С притоками перемещается веоичезна масса воды. В наше время начинают использовать колоссальную энергию воды, которая принимает участие в притоках, на берегах океанов и открытых морів.